Развитие памяти у детей 3-4 лет


В написании статьи участвовал(а)
Сальникова Алла Владимировна
Абилитолог, Невролог
Процесс запоминания — важная способность головного мозга. Эта сложная психическая функция необходима для познания мира. Очень важно дать подходящую нагрузку памяти в процессе развития ребенка в раннем и среднем дошкольном возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент, от которого во многом будет зависеть качество дальнейшего обучения, общения и профессионального роста. Задать нужный вектор развития памяти у детей помогут в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр». Квалифицированные педагоги-психологи из широкого спектра методик подбирают наиболее соответствующие уровню подготовки и интересам каждого маленького ученика.
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте
Способность к запоминанию и удержанию информации формируется у детей с раннего возраста. Особенности развития психических процессов у детей 3–4 лет таковы, что в этот период работает непроизвольная память. То есть запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. С учетом этого и строится программа тренировки психических процессов у маленьких посетителей Центра «НейроСпектр». Деятельность, которая доминирует в дошкольном возрасте — игра. В ее форме проводятся все обучающие занятия.
Почему важна своевременная тренировка?
К трехлетнему возрасту головной мозг становится физиологически готов к восприятию информации, требующей активной работы для ее удержания и воспроизведения. И с этого времени очень хорошо воспринимаются игры для детей, предназначенные для развития памяти. Упущенный момент потребует более сложной и длительной работы для исправления возможных пробелов. А выявиться они могут лишь во время активного обучения в условиях школы, когда дополнительная нагрузка нежелательна.
Требования к играм
Лучшие методики развития любых способностей у маленьких детей базируются на играх. Проводя занятия в игровой форме, как это делают специалисты нашего Центра, удается провести обучение, не вызвав у ребенка утомления.
Среди приемов для развития памяти используются мнемотехники (для увеличения ее объема) и эйдетика, оперирующая образами.
Равноценное внимание при выборе игровых упражнений нужно уделять всем видам памяти:
- двигательной;
- образной;
- эмоциональной;
- словесно-логической.
В младшем дошкольном возрасте мозг оперирует образами, поэтому нужно строить работу так, чтобы умственные тренировки обязательно включали эту составляющую.
В качестве занятий для тренировки можно порекомендовать:
- стихи и песни;
- домашний театр;
- угадывание предметов с закрытыми платком глазами;
- запоминание предметов и слов из набора, повторение движений;
- выкладывание фигурок по образцу.
Своевременно введенная в повседневную жизнь, такая умственная работа хорошо подготовит ребенка к дальнейшему школьному обучению. Отточенная память станет отличной опорой в профессиональной деятельности и в общении с людьми, облегчая восприятие и анализ потока новой информации.
Следует заметить, что, проводя такие игры в семье, не нужно привязывать их к определенному времени и месту. Интересным заданием можно увлечь и отвлечь ребенка в разной обстановке и в разные моменты, подбирая подходящую для конкретного времени и окружения тематику, персонажей и видоизменяя сюжет игры.
Развитию памяти у детей дошкольного возраста нужно уделять особое внимание. Правильно организованные занятия помогут родителям не переживать о том, сможет ли их ребенок быстро и легко усваивать материал. Это снимает напряжение как с детей, так и с родителей, экономит время, делает учебу проще и помогает поддерживать позитивный настрой к школе.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

