Нейропсихологическая сфера ребенка динамично развивается в короткие промежутки времени и является важным показателем здоровья детей раннего возраста. Каждый последовательный возрастной этап развития детей характеризуется доминированием ведущих процессов психического развития, в то время, как другие виды деятельности не исчезают и оказывают влияние, не являясь главными для психического развития. Своевременное исследование и оценка психологических особенностей детей в соответствии с психологической возрастной периодизацией способствует эффективному развитию ведущей нейропсихологической деятельности ребенка на каждом возрастном этапе психического развития.
Важно понимать, что своевременная диагностика и оценка нервно-психического развития ребенка являются основой раннего выявления отклонений в здоровьи детей и персонифицированной разработке, и реализации развивающих, оздоровительных и лечебно-реабилитационных мероприятий.
Нервно-психическое развитие ребенка является индикатором качества окружающей среды и педагогической работы, результативности проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, в чем необходимо убеждать родителей.
В основе диагностики нейропсихологического развития детей лежит пошаговый алгоритм субъективного и объективного исследований закономерностей развития детского организма в определенных условиях, разработанный и детально представленный в данном издании.
-
-
диагностику, составление индивидуальной программы коррекции нарушений и назначение лечащего врача;
-
- этап диагностики, составления индивидуальной программы коррекции нарушений и назначения лечащего врача включает:
- прием невролога, включающий оценку соматического и неврологического статуса, анамнеза протекания беременности, развития ребенка и заключений врачей (при наличии) для постановки диагноза и составления лечебно-реабилитационного маршрута;
- функциональную диагностику, которая включает электроэнцефалограмму головного мозга (ЭЭГ), слуховые вызванные потенциалы (СВП), ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи (УЗДГ), лабораторные исследования крови, мочи и кала для выявления метаболических нарушений, влияющих на работу центральной нервной системы;
- мультидисциплинарный консилиум включающий прием логопеда-дефектолога, нейропсихолога;
-
-
развитие психомоторных процессов;
- при этом этап психомоторного развития включает нутрицевтическую и фармакологическую терапию, занятия с логопедом-дефектологом, занятия с нейропсихологом, курс Транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) и \или аудиосенсорные тренировки по методу А.Томатиса, курс массажа, остеопатическую коррекцию, курс рефлексотерапии, курс ЛФК;
-
-
-
мультидисциплинарная интеграция (поддерживающие занятия);
- при этом этап мультидисциплинарной интеграции включает индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом 2-3 раза в неделю, индивидуальные занятия с нейропсихологом 2-3 раза в неделю, индивидуальный курс гипоксотерапии, при этом этап мультидисциплинарной интеграции осуществляют под кураторством лечащего врача;
-
-
-
эмоционально-поведенческая коррекция (социальная интеграция);
- при этом этап эмоционально-поведенческой коррекции включает прием лечащего врача невролога и курс лечения, который включает нутрицевтическую терапию, индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом, индивидуальные занятия с нейропсихологом, курс ТМС и \или аудиосенсорные тренировки по методу А.Томатиса, индивидуальные курсы массажа, остеопатической коррекции, моторной реабилитации, рефлексотерапии, лечебной физкультуры
-
-
-
составление программы непрерывного управления;
- при этом этап составления программы непрерывного управления включает индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом, с нейропсихологом, индивидуальный курс гипоксотерапии, при этом этап составления программы непрерывного управления осуществляют под кураторством лечащего врача;
-
-
-
когнитивное развитие;
- при этом этап когнитивного развития включает прием лечащего врача невролога, подведение промежуточных итогов, коррекция нутрицевтической терапии, разработка индивидуальной программы коррекции, разработка индивидуального протокола для ТМС и \или аудиосенсорные тренировки по методу А.Томатиса, курс лечения, который включает: нутрицевтическую терапию, индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом, индивидуальные занятия с нейропсихологом, курс ТМС и \или аудиосенсорные тренировки по методу А.Томатиса, индивидуальный курс массажа, индивидуальный остеопатическая коррекция, индивидуальный курс рефлексотерапии, индивидуальный курс ЛФК;
-
-
рекомендации, выход ребёнка на нормотипичный путь развития,
- при этом этап рекомендаций и выхода ребёнка на нормотипичный путь развития включает заключительные приемы лечащего врача и старшего специалиста по нейропсихологии, подведение итогов и достигнутых результатов, рекомендации по дальнейшему маршруту коррекции, рекомендации по дальнейшему маршруту нутрицевтической коррекции в зависимости от наличия оставшихся метаболических нарушений .