Внимание: первые симптомы!
Первоначально симптомы этого нарушения чаще всего начинают проявляться в период активного формирования и развития речи (2,5–7 лет). Как известно, заболевание легче предупредить в самом его начале на ранних стадиях, чем потом длительно лечить. Первые признаки заикания включают:
- затруднение при начале разговора с развитием фобии речи, несмотря на то что ребенок научился говорить уже давно;
- подбор слов, при произношении которых ребенок не заикается, и связанные с этим заминки в речи;
- несвоевременные продолжительные паузы в предложениях, фразах и словах;
- присутствие лишних звуков перед некоторыми словами и фразами;
- полное отсутствие речи от нескольких часов до дней;
- повторяющиеся первые слоги или слова в начале фраз.
Заикание у детей проявляется спазмом артикуляционных, дыхательных и голосовых мышц, развивающимся в период общения или при попытке начать разговор. Для заикающихся характерны итерации звуков, слогов, слов, добавление дополнительных звуков, удлинение слов и их обрыв. У детей с заиканием множество других симптомов, помимо спазма речевой мускулатуры. Часто расстройство сопровождается легкими и сложными моторными тиками (притопывание, зажмуривание, кивки и т. д.).
Причины заикания
Судороги речевого аппарата вызывают заикание, но точные причины этого расстройства до сих пор не установлены. Мировое сообщество выделяет следующие виды заикания: располагающие и активирующие. Располагающие или неврологические формы патологии связаны с нарушениями в центральной нервной системе, возникновение их полиэтиологично. Неврологические причины — это основной фактор, предрасполагающий к развитию заикания, активизация которого происходит не сразу, а под воздействием определенных толчков.
Среди располагающих причин заикания выделяют:
- психоэмоциональное напряжение;
- нервозность;
- ночные фобии, недержание мочи;
- генетически слабый речевой аппарат;
- поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде и при родах (травмы, асфиксия, инфекции, расстройства при детских патологиях);
- слабые или нарушенные функции головного мозга у родителей.
Активирующие или психические факторы развиваются в ответ на сильное и продолжительное психоэмоциональное перенапряжение. Заикание вызывают следующие активирующие причины:
- внезапная психическая травма (фобия или испуг);
- подражание окружающим с подобным расстройством;
- переобучение людей с ведущим правым полушарием (левшей);
- сильные психоэмоциональные стрессы или трагедия, какое-то потрясение;
- продолжительное нервное перенапряжение, ослабляющее нервную систему (скандалы в семье и окружении, конфликты во дворе, чрезмерно тоталитарное воспитание).
Люди с таким расстройством в разговоре часто употребляют разнообразные повторения на протяжении всего высказывания, такие как «это», «ну», «вот» и другие. Подобные слова-вставки у заикающихся приобретают характерную навязчивость.
Лечение заикания
Для детей с таким нарушением речи специалистами нашего Центра создана особенная методика, направленная на лечение заикания и реабилитацию. Применение методики возможно как для работы с логопедом, так и для самостоятельной коррекции заикания. Программа занятий у специалиста Центра «НейроСпектр» для лечения заикания у детей отвечает принципу формирования целостной работы как речевого аппарата, так и центральной нервной системы:
- постановка речевого дыхания;
- тренировка четкой артикуляции и произношения;
- организация эмоциональной окраски речи;
- регулирование таких характеристик речи, как темп и ритм;
- борьба с глоссофобией.
Работа с заиканием под руководством логопеда представляет лишь одну составляющую комплексного подхода к лечению подобного расстройства речи. Совокупность лечебных мероприятий против заикания также составляют: применение лекарственных средств, физиотерапия, психотерапия, адаптация в социуме. Подбор методики индивидуален для каждого и учитывает степень заболевания, его тяжесть, этиологические причины развития, характер нарушений, эмоциональное состояние пациента и многое другое.