Общие сведения о диагностическом методе
Синдромный анализ высших психических функций — это один из этапов сбора анамнеза в клинической психологии. В основу данной диагностической процедуры были положены идеи отечественных психофизиологов. В медицинских учреждениях с помощью метода синдромного анализа решаются такие задачи, как:
- выявление нейропсихологических факторов, препятствующих полноценному формированию гнозиса и праксиса;
- уточнение симптоматики, указывающей на тот или иной тип нарушения в работе высших психических функций;
- постановка общего топического диагноза;
- конкретизация и детализация диагноза;
- обнаружение участков головного мозга, которые нуждаются в медикаментозной стимуляции;
- определение локализации поражений и их классификация;
- выделение тех мозговых структур, которые станут опорными при выработке компенсаторных механизмов;
- определение неврологического статуса пациента.
Специалисты клиники на основании результатов синдромного анализа разрабатывают программу нейрореабилитации. Развернутый факторный анализ позволяет не только выбрать наиболее эффективные методы психокоррекционного воздействия, но и помочь родителям в воспитании ребенка с особенностями в развитии.
В каких случаях необходима нейропсихологическая диагностика
Нейропсихологическая диагностика, основанная на синдромном анализе, — это метод, который позволяет поставить топический диагноз. Данный вид обследования А.Р. Лурия использовал в работе с пациентами, имеющими такие отклонения в развитии, как:
- детский церебральный паралич;
- задержка темпа созревания психических структур;
- общее недоразвитие речи;
- черепно-мозговая травма;
- сосудистые патологии.
Данная технология проведения обследования используется для определения наиболее эффективных методов стимуляции работы когнитивных психических процессов у детей. Кроме того, эта методика обследования считается обязательной диагностической процедурой при определении содержания реабилитационных программ для взрослых, которые перенесли инсульт.
Результаты использования метода в коррекционно-реабилитационной деятельности
На этапе выявления первичных отклонений обследование направлено на поиск фактора, являющегося причиной неправильной работы мозга или нервной системы. Обнаружение первичного отклонения необходимо для конкретизации системного характера нарушения у пациента. Результаты диагностики позволяют дифференцировать истинные патологии органической природы и нарушения, обусловленные нейродинамическими особенностями психической активности индивида.
Использование нейропсихологического анализа на диагностическом этапе работы с клиентом является залогом эффективности дальнейшего коррекционно-развивающего воздействия. Опираясь на результаты комплексной входной диагностики, дефектологи и нейропсихологи в ходе коррекционных занятий создают условия для:
- совершенствования фонематического слуха детей с ОНР;
- дифференциации похожих звуков и слов;
- запоминания правильного звучания звуков и их сочетаний;
- правильной работы артикуляционного аппарата;
- автоматизации правильного произношения;
- восстановления способности понимать устную речь после черепно-мозговой травмы.
Синдромная нейропсихологическая диагностика дает специалисту не только полное представление об индивидуальном проявлении патологии у клиента, но и позволяет безошибочно определить компенсаторные механизмы.
Таким образом, в современной медицине синдромный анализ является эффективным инструментом первичной диагностики, который позволяет восстановить функционирование пораженного участка в головном мозге и повысить эффективность не только гнозиса, но и праксиса.