Откуда берется болезнь?
Причина сенсомоторной афазии — повреждение структур головного мозга, ответственных за синтез и восприятие речи. Чаще всего страдают заднелобные отделы и височные доли. К этому могут привести:
- тяжелые черепно-мозговые травмы;
- отравления веществами, преимущественно действующими на нервную систему (в том числе токсинами, образующимися внутри организма при инфекциях);
- нейроинфекции — энцефалиты, арахноидиты и менингиты, вызванные различными бактериями, вирусами, грибками;
- эпилепсия;
- заболевания, при которых собственный иммунитет пациента разрушает нервные волокна;
- опухоли и абсцессы внутричерепных структур;
- инсульты.
Гибель нейронов в областях, ответственных за восприятие речи, приводит к сенсорной афазии. Если пострадал центр, отвечающий за артикуляционные движения, наступает моторная. Сенсорно-моторная афазия возникает при поражении обеих зон. Это сочетанная патология, и коррекции она поддается сложнее, чем другие виды афазий.
Считается, что нервные клетки не восстанавливаются. Это действительно так, но если пострадали нервные волокна, они восстановиться могут. Это длительный процесс, поэтому поврежденный мозг обычно идет по другому пути — строит новые связи между клетками. Фактически ребенок снова обучается утраченным навыкам, но его мозг уже более зрелый, чем у младенца, и, в отличие от взрослого, все еще пластичен. Сохраняется и заложенная база, обучение ведется не совсем с нуля. Поэтому процесс реабилитации идет достаточно быстро.
Вверх по ступенькам
Сенсомоторная афазия может протекать с разной степенью тяжести поражения. Во время коррекции стадии сменяют друг друга от более тяжелых к более легким, поэтому процесс выздоровления можно сравнить с подъемом вверх по лестнице — от полной немоты к нормальной речевой функции. К сожалению, если не лечить пациента, то ситуация становится хуже. Особенно это каcается детей: не имея возможности коммуницировать при помощи речи, они начинают отставать и в умственном развитии.
При сенсомоторной афазии выделяют такие степени поражения речевого аппарата:
- легкая — понимание и воспроизведение речи нарушены незначительно, больной путает звуки, допускает аграмматизмы, но в целом его можно понять;
- выраженная — сохранена автоматическая речь, понимание обращенной речи вызывает значительные затруднения;
- глубокая (грубая) сенсомоторная афазия — недоступны автоматизмы, возможны односложные ответы на простые вопросы;
- тотальная — пациент издает нечленораздельные звуки, на обращенную речь не реагирует.
Тотальная сенсомоторная афазия — сложный случай как для пациента, так и для специалистов-реабилитологов, но даже в такой ситуации надежда на полное выздоровление не просто есть, она имеет под собой серьезные основания.
Дееспособность при грубой и тотальной сенсомоторной афазии, как правило, частично ограничена, поскольку человек не понимает обращенную к нему речь и нет уверенности в том, что он полностью понимает текст. Но для временного лишения человека некоторых прав в каждом конкретном случае необходимо решение суда, который запросит экспертное мнение врачей. Нельзя забывать, что у детей сенсорномоторная афазия чаще всего преходящее явление. Высок потенциал восстановления речи и у взрослых. Сам по себе остаточный дефект речи при сохраненном понимании разговора и текста — не повод лишать человека права совершать сделки.
Забыть, как страшный сон
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» при сенсорномоторной афазии у детей практикуется комплексный метод. Пациент получает лечение у невролога, а коррекцией речи занимается у логопеда.
Специалисты нашего центра хорошо знакомы и с нарушениями, которые сопутствуют афазии. Мы лечим двигательные расстройства, проблемы поведения. Всем этим можно заниматься параллельно, и такая тактика считается оптимальной. Чем быстрее после повреждения нервной системы начато восстановление, чем спокойнее ребенок, тем быстрее и лучше результат.
Задача логопеда — помочь ребенку восстановить нейронные связи или, если поражение головного мозга необратимо, наработать новые связи взамен утраченных. Для этого используются упражнения, части из которых специалисты обучают и родителей: обеспечить необходимую интенсивность занятий в центре невозможно, ведь ребенку нужно упражняться несколько раз в день.
Часто специалисты сталкиваются с высоким уровнем тревожности у страдающих сенсомоторной афазией детей. Это связано как с утратой ребенком привычного способа контакта с миром, так и с последствиями повреждающего фактора, который привел к афазии. Тревожность и гиперактивность ребенка значительно осложняют занятия с логопедом. Но эта проблема решается в рамках комплексного подхода к терапии: невролог может назначить успокоительные лекарства, которые допустимы при нынешнем состоянии ребенка, или физиотерапию. Возможно, врач порекомендует дополнительные занятия с психологом, которые помогут малышу адаптироваться к своему временному состоянию, поверить, что все можно исправить. Когда ребенок станет спокойнее, прогресс в его занятиях с логопедом станет еще более заметным.
У детей восстановление при сенсомоторной афазии идет быстро: легкие нарушения компенсируются за 4-5 недель, средние — обычно за полгода. При тяжелых поражениях точное время, необходимое для реабилитации, заранее предсказать невозможно. Сроки можно будет уточнить по мере улучшения состояния пациента.