Как определить, что у малыша ЗПРР
Эмоциональная лабильность, плохая успеваемость в школе, нарушения развития моторики и речи, поведенческой регуляции, памяти, неустойчивое внимание — характерные симптомы ЗПРР. Если отставание составляет не более двух-четырех месяцев, его принято считать вариантом нормы. В своем становлении речь минует следующие этапы:
- Словарный запас детей в год составляет 10 слов, в полтора года — 50 слов. Они знают родственников и названия предметов быта.
- В два года запас слов составляет 500–700 слов. В три года в словаре малыша 1500 единиц.
- Выполнение просьб взрослого, составление и употребление простых предложений, прилагательных и местоимений — навыки детей двух — двух с половиной лет.
- Сложные предложения приходят в обиход детей в три-четыре года. Малыш интересуется окружающим миром, общением со сверстниками, обладает навыком пересказывания небольших историй или сказок. Речевой строй приобретает четкость и связанность.
- Для детей пяти лет характерен уже большой словарный запас, соблюдение грамматики родного языка в речи, четкое произношение звуков.
Важно обращать внимание на то, присутствуют ли симптомы ЗПРР у ребенка, на то, как развивается его речь, есть ли какие-то отклонения. При обнаружении каких-либо нарушений необходимо сразу обратиться к неврологу и логопеду-дефектологу.
Причины, отвечающие за возникновение задержки психоречевого развития у детей, индуцируются социальными и биологическими агентами.
Биологические факторы
В эту группу входят органические поражения ЦНС локального характера, которые приводят к патологии созревания разных отделов головного мозга, в результате чего происходят частичные нарушения правильного психического и речевого развития, а также деятельности детей. В антенатальном периоде значимыми биологическими факторами, оказывающими влияние на психоречевое развитие, выступают сложное течение периода беременности с различными патологиями, соматические заболевания ребенка, эпилепсия, генетика, черепно-мозговые травмы в анамнезе.
Социальные факторы
ЗПРР у ребенка — это такое нарушение, которое может возникнуть и под влиянием социальных (средовых) факторов, что обуславливается гипо- и гиперопекой, авторитарным характером воспитания, дефицитом общения со сверстниками и взрослыми, социальной депривацией.
Что можно сделать для развития речи при ЗПРР
Случаи ЗППР у детей ведутся совместно следующими специалистами: детским неврологом, психологом, психиатром, педиатром, логопедом и дефектологом. Работая с детьми с ЗПРР, специалисты нашего Центра применяют методики, ориентированные на развитие:
- мыслительных процессов, восприятия, функции памяти, внимания;
- эмоциональной сферы, мелкой моторики, сенсорной интеграции, используя игровую и сказкотерапию, а также детскую арт-терапию;
- правильного построения речи и произношения на занятиях в индивидуальном порядке и в группах с логопедом.
Лечение ЗПРР у детей важно начинать с периода раннего дошкольного возраста и проводить целенаправленно и длительно. В работе по коррекции подобного нарушения используются следующие методики, которые помогают психическому и речевому развитию:
- стимуляция центров речи и мышления головного мозга с помощью методик, направленных на развитие мелкой и крупной моторики, пальчиковой гимнастики;
- артикуляционная гимнастика, для того чтобы тренировать мышцы органов речи и постановку звуков;
- занятия на расширение словарного запаса и понятий;
- методики, направленные на постановку речевого дыхания, дыхательная гимнастика;
- обучение составлению сложных предложений и словосочетаний в игровой форме;
- тренировки, направленные на улучшение памяти, произношения и расширение словарного запаса (разучивание песен и стихов).
Обучение детей с задержкой психоречевого развития и коррекционную работу с ними одновременно с преподавателями ведут психологи, социальные педагоги и логопеды-дефектологи. Специализированная помощь детям с подобным нарушением состоит из лекарственной терапии, направленной на выявленные церебрально-органические и соматические патологии, лечебно-физической культуры, массажа, физиотерапии, водолечения.