Что говорят о парафазии специалисты: общая характеристика, особенности проявления
Парафазия в логопедии — это явление, которое имеет неврологический характер. Возникновение парафазии связано с тем, что у ребенка проявляются симптомы афазии, алалии, различных видов деменции. Подобные замены бывают различных видов: литеральные парафазии, вербальные парафазии, а также зеркальные. Проблема диагностируется в ходе диагностического проведения тестирования ребенка.
Среди ключевых разновидностей проблемы специалисты называют:
- Литеральная парафазия (параграфия). Ребенок ошибочно употребляет отдельные звуки, буквы и слоги внутри одного слова (к примеру, «дверь» вместо «зверь»). Подобная замена обусловливается нарушениями в моторном или сенсорном контроле за речью. Проблема возникает в случае поражений лобных отделов головного мозга.
- Вербальная. Парафазия наблюдается в процессе использования неправильного, но близкого по смыслу слову, которые принадлежат к одной и той же категории (к примеру, «вода» вместо «океан»). Проявляется как результат семантического и мнестического нарушения, возникающих в случае поражения височно-теменных областей головного мозга.
- Зеркальная парафазия. Связана с искажением структуры слова. Проявляется в том, что конец и начало ребенок произносит правильно, но в середине слова происходит замена слогов (пример парафазии такого типа: «барт» вместо «брат»). Дети, которые страдают от данной формы заболевания, способны быстро и без ошибок читать слова, которые написаны в зеркальном отображении.
В результате суть расстройства специалисты связывают в произведении замены частей слова или всего слова целиком иным, после чего искажается структура и смысл речи. Вне зависимости от разновидности заболевания, следует получить консультацию специалиста. Он выявит причину проблемы и порекомендует способы ее устранения.
Причины парафазии
На практике существует разнообразное количество причин парафазии. Все они связаны с неврологическими расстройствами, устранить которые могут специалисты нашего Центра.
На возникновение парафазии у ребенка оказывает влияние алалия. Зачастую именно данное заболевание считается решающим в проявлении литеральных и вербальных форм парафазии. Если речь идет о моторной алалии, то в основе причины выступает трудность поиска и переключения артикуляционной позы, сложность в усвоении двигательной системы слов, недостаточность лексического запаса слов. Может проявляться в виде речевого негативизма, когда дети не желают говорить. Происходит запаздывание и искажение речевого развития малыша, наблюдается парафазия, связанная с нарушением слоговой структуры слов. Детям становится сложнее усваивать грамматические правила, начинает страдать лексика и может отсутствовать связность речи. Также специалисты выделяют сложные случаи, когда словообразование у детей может остановиться на уровне подражания звукам, мимике. Часто диагностируется паралексия, когда дети заменяют буквы в словах.
Когда специалисты ставят диагноз «парафазия» и выявляют провоцирующий фактор в виде сенсорной алалии, то детям сложно дифференцировать на слух звуки речи. Это может привести к заменам слогов, артикуляции. В качестве типичного проявления называют постоянный повтор слов, при этом смысл текста не будет теряться.
В группу риска по возникновению парафазии входят дети, у которых:
- есть генетическая предрасположенность к заболеванию;
- развивается атеросклероз сосудов мозга;
- имеются пороки сердца;
- ранее имела место черепно-мозговая травма.
Степень тяжести нарушения в речи связана с локацией и обширностью поражения, возрастом больного, общим состоянием его здоровья.
Важно обратить внимание! Если у ребенка наблюдается опухоль головного мозга, то парафазия будет нарастать медленно. Если есть травма, или нарушено кровообращение головного мозга, то парафазия нарастает максимально быстро.
Когда происходит кровоизлияние в полости головного мозга, расстройство речи будет проходить тяжелее. Кроме того, изменения в речи у детей происходят быстрее, благодаря тому что компенсаторные возможности их организма развиты лучше, чем у взрослых.
Алалия
Симптомы, которые провоцируют развитие парафазии, связаны с врожденными или приобретенными в младенчестве поражениями зон речи, развивающихся в церебральной коре. Среди повреждающих факторов специалисты выделяют инфекции материи в процессе вынашивания плода, случаи асфиксии в ходе родоразрешения, травмы ЦНС при родах и пр.
Афазия
Парафазия речи возникает у тех детей, которые имеют различные формы афатических расстройств. Они проявляются в качестве нарушений в слуховом контроле и внимании. Это акустико-гностическая афазия. Когда говорится о сенсорной афазии, то различают вербальные и фонематические парафазии. Это некий феномен отчуждения значения произносимых слов. Также возникают витиеватость выражения, истощение внимания и пр. В результате специалисты говорят о том, что у детей может начаться фонематическая парафазия.
Если у ребенка диагностируется акустико-мнестическая афазия, то врачи говорят о дефектах слухоречевой памяти. Такие дети могут быстро забывать информацию, имеют скудный словарный запас, проблемы с пониманием фраз.
Большое количество вербальных парафазий вызывается поражениями систем мозга, отвечающих за развитие речи, которые произошли в момент, когда ребенок только начинает овладевать речью. Их причинами называют черепно-мозговые травмы, воспалительный процесс, возникающий в головном мозге, и ряд других.
Деменция
Дети, которые страдают умеренной выраженностью слабоумия, могут иметь проблемы с запоминанием. Такие патологии связываются с вербальными парафазиями. В результате малыши не могут запомнить наименования объектов, стараются обозначить их одинаковыми по смыслу или произношению словами. Происходит распадение навыков чтения и письма.
Парафазия выступает в качестве речевого симптома, который указывает на присутствие дефицита в неврологии. В результате требуется обследование детей врачом-логопедом, совместно с врачами-невропатологами, нейропсихологами.
Диагностируем парафазию вовремя
Парафазию в речи диагностируют в зависимости от той патологии, которая дала толчок для развития проблемы. Конкретный план содержит в себе:
- Проведение неврологического обследования. Связано с поиском факторов, которые лежат в основе нарушений речи. Сюда относится исследование головного мозга ребенка посредством МРТ, ПЭТ-КТ, а также используя инвазивные методики (к примеру, люмбальную пункцию).
- Проведение нейропсихологической диагностики. Включает в себя предварительную беседу с пациентом. В ходе нее специалистам удается выявить, насколько осознан ребенок в своей речи, ориентируется ли он в беседе, как хорошо запоминает тексты и пр.
- Проведение логопедического обследования. Дети, страдающие алалией или афазией, должны быть обследованы на предмет освоения своей речью, проявления эмоций в ходе общения. Логопеды уделяют внимание артикуляции пациентов, осознанностью в общении. На данном этапе происходит непосредственное выявление парафазии и определение ее подвида.
Понимание процесса парафазии помогает специалистам быстрее начать контролировать состояние детей и выбрать подходящую тактику лечения.
Процедура корректировки состояния пациентов в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» включает в себя несколько этапов.
Изначально специалистам следует понять, что парафазия не считается самостоятельным нарушением. Чтобы ее устранить, потребуется определить основное заболевание. Реабилитационные действия предполагают под собой включение в терапию медикаментозных препаратов, а также черт вспомогательного лечения. Детям назначают прием лекарственных средств, которые оказывают противосудорожное действие, позволяют стабилизировать работу головного мозга. Немаловажной частью восстановления являются занятия лечебной физкультурой, проведение физиотерапевтического лечения.
И напоследок…
Чтобы устранить речевой негативизм, активизировать межполушарные связи, скорректировать нарушения в работе мозга, врачи назначают работу с нейропсихологами. Отличные результаты показывает игровая терапия, проведение нейродинамической гимнастики, нейропсихологических упражнений, посещение пациентами аутотренингов и курсов психотерапии. Требуется проведение дополнительных консультаций с родственниками детей, которым поставили диагноз «парафазия».
В процессе речевой реабилитации, которая направлена на недопущение прогрессирования парафазии и прочих проблем в речи малышей, важно проводить артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, активизировать речевую активность и растормаживать речь детей.
Если симптом парафазии связан с сенсорными проблемами, то работа специалистов строится на активизации слухового восприятия слов, развитии в целом понимания звуков, тренировке различных видов памяти детей.
После диагностики заболевания, выбора коррекционного плана специалисты должны работать в команде (преимущественно — логопед и дефектолог). Лечение является длительным и трудоемким процессом, целью которого выступает необходимость организации особых новых связей в мозге у малыша. Врачи организуют не просто предоставление терапевтической и медикаментозной поддержки детей, но и проводят работу с родителями, которые должны оказать особую поддержку малышам.