Формирование общеучебных навыков у детей происходит с опорой на такие когнитивные функции, как произвольное внимание, мышление, зрительная и слуховая память. Данные психические процессы обеспечивают полноценное интеллектуальное развитие. Нарушения мышления и памяти у ребенка становятся основной причиной возникновения школьных трудностей. В Клинике детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» психологи и дефектологи занимаются развитием когнитивных процессов, необходимых для успешного освоения образовательной программы в школе.
Что указывает на когнитивные патологии
Расстройства психических функций в виде нарушения памяти и мышления обнаруживают себя, когда дети поступают в школу, начинают учиться писать и читать. На наличие проблемы указывают такие признаки, как:
- необычный темп речи школьника, в результате чего ребенок сбивчиво излагает собственные мысли, перепрыгивает с одной темы на другую во время общения со сверстниками или взрослыми;
- в устной и письменной речи ребенка появляются лексико-грамматические ошибки в виде нарушения порядка слов в предложении, пропуска слов и их окончаний;
- при составлении рассказа по серии сюжетных картинок ребенок нарушает логику изложения, не может самостоятельно составить правильную последовательность развития событий, упускает существенные детали;
- слабая концентрация произвольного внимания приводит к бытовой рассеянности, несамостоятельности, большому количеству ошибок в письменных работах и трудностям при пересказе художественных текстов;
- познавательный интерес у ребенка выражен слабо, в учебной деятельности преобладает мотив избегания неудачи.
Нарушения мышления и памяти приводят к снижению интеллекта школьника. Расстройства когнитивных функций требуют диагностики у специалиста, результаты которой позволят разработать индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в наших клиниках проводится совместная работа врачей, а также специалистов в области функционального развития.
Причины возникновения когнитивных проблем
Методы исследования нарушений произвольного внимания, памяти и мышления позволяют психологу установить причины отклонений от нормы и выбрать наиболее эффективные способы коррекции. Основными причинами нарушения психических функций (памяти и мышления) являются:
- Истощенное состояние нервной системы, обусловленное астенией. При такой патологии у ребенка низкая работоспособность, а также повышенная утомляемость. Школьники с истощенной нервной системой часто болеют, из-за соматических проблем пропускают много уроков в школе, а потом не могут восполнить пробелы в знаниях без помощи родителей и репетиторов.
- Низкий уровень развития произвольного внимания. Эта индивидуальная особенность приводит к повышенной отвлекаемости ребенка на уроках, гиперактивности и неусидчивости. Трудности сосредоточения приводят к тому, что ребенок не может запомнить прочитанный текст, выделить главную мысль в параграфе, выучить правило или теорему.
- Интеллектуальные патологии. При аномальном органическом строении и функционировании отдельных частей головного мозга интеллектуальная деятельность и познавательное развитие человека отстают от нормы. Кроме того, проблемы с выполнением мыслительных операций и запоминанием информации возникают в результате черепно-мозговой травмы.
- Аномалии в работе нервной системы и психиатрические диагнозы. Дисбаланс процессов возбуждения и торможения, слабое развитие саморегуляции делают невозможным нормальное формирование когнитивных функций.
При своевременном прохождении комплексного обследования нарушения мышления и памяти поддаются лечению. Курс психокоррекционных занятий в сочетании с медикаментозным лечением — эффективное средство преодоления школьных трудностей и нормализации интеллектуального развития. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами наших клиник процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.