Каким бывает недуг
Главная характеристика моторной афазии — нарушение устной речи (неверный грамматический строй предложений, сложности с артикуляцией, повторения слов и фраз) при сохраненном понимании обращенной речи.
Выделяют две формы течения моторной афазии: афферентная (кинестетическая) и эфферентная, или Брока. Форма афазии описывает особенности речевых нарушений. У одного и того же пациента может наблюдаться как один тип заболевания, так и сразу несколько, в зависимости от того, какие структуры коры головного мозга пострадали. В таких случаях говорят о сочетанной форме. Моторная афазия может сочетаться и с сенсорной, тогда говорят о сенсомоторной форме.
Глубину нарушений речевой функции отражают степени заболевания. Они зависят от объема повреждений и того, насколько успешно восстанавливаются нейронные связи. Степеней выделяют четыре:
- моторная афазия легкой степени ребенок в принципе может говорить, но медленнее обычного, словарный запас уменьшен,
- при умеренной степени речь значительно обеднена, ребенку трудно говорить, он максимально упрощает фразы, не использует предлоги;
- при выраженной моторной афазии малыш предпочитает общаться при помощи мимики и жестов, речь использует мало, фразы строит неправильно;
- тотальная, или комплексная моторная афазия грубой степени тяжести, это полное исчезновение речи.
У детей в большинстве случаев наблюдается прогресс состояния от более тяжелых фаз к более легким, и часто — к полному выздоровлению.
Афферентная и эфферентная формы: в чем отличие
Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры головного мозга и вторичных речевых зон. Ребенок теряет возможность ощущать движения языка и губ, и из-за этого теряет возможность нормально произносить звуки. Нарушения речи начинаются на уровне фонем: пациент не может правильно произносить звуки, некоторые или, в тяжелых случаях, все. В легких случаях больной путает близкие звуки: [н], [д] и [л], [г], [к] и [х] и так далее. Затруднены и простые движения языка и губ: надуть щеки или облизать губы для таких людей сложная задача. А вот письмо и чтение, если эти навыки были сформированы к моменту начала заболевания, сохраняются. В ряде случаев возможно и автоматизированное, механическое воспроизведение заученных песен и стихов.
Эфферентная моторная афазия — причина нарушения ритмичности, мелодики и грамматики речи, но словарный запас при этом заболевании сохранен. Речь пациентов выглядит необычно и напоминает разговор плохо знающего язык иностранца:
- глаголы и существительные употребляются в начальной форме,
- прилагательных мало или нет совсем,
- фразы строятся неправильно,
- слова с упорством повторяются,
- фразы разбиваются долгими паузами.
Пациенты с этой формой афазии понимают обращенную речь (иногда частично), и осознают, что они говорят иначе, неправильно. Чтение и письмо тоже нарушены. Часто наблюдаются и двигательные расстройства, которые требуют коррекции параллельно с речью.
Обе формы моторной афазии значительно нарушают социализацию ребенка и повышают уровень тревожности, ведь привычный способ взаимодействия с миром нарушен или утрачен. Такая ситуация приводит к тяжелым переживаниям. Страдающий речевыми нарушениями малыш нуждается в поддержке и налаживании удобного для него контакта с самыми близкими людьми.
Полечить или вылечить?
При любом виде афазии лечат в первую очередь причину болезни. Этим занимаются врачи-неврологи в условиях стационара, поскольку ситуации, которые привели к потере речи, угрожают здоровью, а иногда и жизни ребенка. К коррекции речевых нарушений приступают в начале периода восстановления, когда малыш вне опасности. Начинать такие занятия необходимо как можно раньше, но не ранее, чем это разрешит лечащий врач.
Центр детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» предлагает комплексный подход к реабилитации при различных формах моторной афазии. У детей это заболевание имеет благоприятный прогноз: как правило, речь удается восстановить в полном объеме.
Специалисты нашего центра обладают необходимой квалификацией для наблюдения за пациентами в раннем восстановительном периоде. Опытные неврологи продолжал лечение, назначенное в стационаре, и будут корректировать его по мере улучшения состояния. Врачи совместно с логопедами точно установят диагноз и разработают план коррекционной работы, учитывающий как моторную афазию, так и сопутствующие проблемы, требующие реабилитации. Работа с психологом поможет преодолеть стресс, связанный с невозможностью привычно общаться. Логопед и психолог помогут ребенку наладить контакт с родителями, если с этим есть трудности.
Комплексный подход позволяет корректировать одновременно несколько нарушений. Такое случается нередко: при отравлениях, инфекциях, тяжелых черепно-мозговых травмах очагов поражения может быть несколько. В таких случаях кроме логопедической могут потребоваться другие виды коррекции. Мы работаем с нарушением двигательной активности, с повышенной возбудимостью и гиперактивностью, появившимися после повреждения нервной системы или имевшимися и раньше. В центре есть все необходимое оборудование, наши врачи, дефектологи и реабилитологи обладают богатым опытом работы с комплексными нарушениями. Учитывая характер и потребности маленьких пациентов, мы сделаем все, чтобы как можно скорее добиться максимально возможного результата.
Стоимость 3500 рублей 1800 руб. *