Причины развития заболевания
Логорея редко является обособленной проблемой, чаще это последствие серьезных психоневрологических патологий: шизофрении, сенсорной алалии, акустико-гностической афазии, биполярного аффективного расстройства, лобного синдрома и др. Как правило, логорея в логопедии — это последствие физиологических или функциональных нарушений в работе речевых центров мозга.
Акустико-гностическая (сенсорная) афазия
Для этой формы логореи характерно многословие, речевая расторможенность, часто сопровождаемая необычным стилистическим рисунком речи. При этом ребенок автоматически озвучивает слова и фразы, не понимая их значения. Коммуникация с окружающими для него также лишена смысловой нагрузки. Причины проблемы кроются в нарушении функции слухового внимания и отсутствии способности сосредоточиться на услышанном.
Психоневрологические расстройства
Чаще всего логорея у ребенка — не речевая патология, а клинический симптом психоневрологического расстройства, который проявляется как:
- Шизофрения. Наблюдается склонность к спонтанным монологам, лишенным логики и смысла. Это явление называют шизофазией. При тяжелом течении основного заболевания шизофазия переходит в логорею. Речь становится непрерывным потоком фраз и слов. Ребенок выдумывает новые слова, часто без обоснованной причины меняет тему разговора. Для больных шизофренией характерно упрощение речи, нарушение ее грамматических правил и лексических норм.
- Биполярное аффективное расстройство. При этом заболевании логорея принимает форму речевого недержания, сбивчивого и бессвязного изложения мыслей, чрезмерно быстрой речи (полифазии). Внимание ребенка постоянно перескакивает с предмета на предмет. Отмечается двигательное возбуждение.
- Синдром лобной доли. Часто логорея наблюдается при синдроме расторможенности. Ребенок не может самостоятельно устанавливать речевой раппорт, хотя качество речи и способность строить короткие осмысленные предложения у него сохранена. Он понимает значение простых вопросов, дает на них такие же элементарные ответы. Сложные мотивы остаются за гранью его понимания. Речь спонтанна, сбивчива, импульсивна, стереотипна. Она напоминает неоформленный словесный поток — в ней много повторов, речевых шаблонов, упрощенных образов.
Сенсорная алалия
Импрессивная (сенсорная) алалия — тяжелое расстройство речи. Суть заболевания заключается в том, что ребенок с сохранным интеллектом и слухом по неясным причинам не понимает речи окружающих и, соответственно, не может полноценно общаться. Говорит много, но не осмысленно, употребляет множество междометий, звукосочетаний, обрывков слов и слогов. При логорее характерны нарушения, проявляющиеся в виде копирования речи окружающих, повторения одних и тех же фраз, выдумывания несуществующих слов и выражений. Разговор лишен логики и смысла, сопровождается активной мимикой и артикуляцией. Такое речевое поведение еще называют словесной окрошкой.
Диагностика
Специалисты нашего Центра осуществляют диагностику логореи с учетом специфики имеющихся неврологических и психиатрических патологий. Ориентируясь на исходное состояние пациента, составляется план совместной работы психиатра, невролога, логопеда, нейропсихолога.
Диагностика логореи включает в себя:
- Сбор анамнеза и первичный осмотр. На этом этапе анализируются симптомы логореи, фиксируются имеющиеся жалобы, определяются отягчающие факторы болезни.
- Инструментальная диагностика. Включает визуальные методы обследования: УЗИ, МРТ головного мозга, ЭЭГ, Эхо-ЭГ.
- Логопедическое обследование. Необходимо детям, у которых логорея развивается на фоне алалии и афазии. Задача специалиста — всесторонне проанализировать речевой статус пациента: способность к коммуникации, понимание речи, развитие фонематического слуха, навыков чтения, письма, счета.
- Работа с нейропсихологом. Предполагает оценку когнитивных способностей ребенка при помощи тестов, проб, опросников. Анализируются особенности поведения, мышления, пространственной ориентации, внимания.
Если у ребенка появились проблемы с речевым поведением, важно как можно скорее обратиться за помощью. Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечение, тем больше шансов на успешное выздоровление.
Лечение
Лечение логореи — сложный процесс, требующий системного подхода. Добиться улучшений в речевом поведении можно только при наличии положительной динамики в лечении основной патологии.
Терапия ведущего заболевания включает в себя не только обязательную медикаментозную поддержку, но и совместную работу профильных специалистов: психиатра, невролога, логопеда, нейропсихолога.
Коррекция сенсорной алалии
Если у ребенка нарушено слуховое восприятие, ему необходимо целенаправленно развивать и закреплять этот навык. Есть разные методы воздействия:
- развитие способности дифференцировать неречевые шумы: звуки природы, животных, птиц, музыкальных инструментов, транспорта;
- формирование способности различать речевые звуки;
- тренировка умения отождествлять предмет с его звуковым образом;
- достижение навыка понимания отдельных слов и словесных конструкций;
- развитие слухового самоконтроля;
- формирование грамотной, логичной речи.
Значительного успеха в коррекции сенсорной алалии можно добиться благодаря работе с нейропсихологом. Занятия могут быть разными:
- рисование песком, красками;
- лепка из различных материалов;
- занятия в сенсорных комнатах;
- ароматерапия;
- массаж.
Коррекция акустико-гностической афазии
Если логорея возникает на фоне сенсорной афазии, то достижение прогресса невозможно без применения лекарственной терапии. Работа с психологом, логопедом, нейропсихологом, в силу серьезности патологии, играет вспомогательную роль.
Методы реабилитации включают в себя следующие направления:
- снижение выраженности симптомов логореи, достижение речевой осмысленности и сдержанности;
- тренировка слухового восприятия, умения задерживать внимание на собственной речи и речи окружающих, развитие самоконтроля;
- создание навыка формирования логической цепочки, позволяющего запоминать и различать звуки, ориентируясь на артикуляцию и графические символы.
Коррекция при шизофрении
Помочь в лечении шизофрении могут только психотропные препараты. Когда наметится прогресс в лечении ведущего заболевания, станут менее выраженными и симптомы логореи. Вернется осмысленность разговора, и снизится речевая расторможенность.
Закрепить наметившиеся успехи помогут занятия, направленные на развитие памяти, внимания, познавательных функций, навыков социального взаимодействия.