Почему развивается отклонение?
Неправильное произношение отдельных звуков — проблема, которая может носить как социальный, так и биологический характер. В первом случае маленький пациент просто слышит, как взрослые неправильно говорят, и старается им подражать, копируя акцент, неправильно расставляя ударения или коверкая слова. При этом ребенок не догадывается, что говорит неправильно, и считает это нормой. Речевые отклонения могут развиваться в случае педагогической запущенности, когда с детьми никто не занимается, а также, наоборот, благодаря слишком усиленным занятиям. Нередки случаи, когда механизм логопедической работы при функциональной дислалии пробуксовывает только потому, что юный пациент — билингв, то есть он с равным успехом говорит на двух языках, но при этом может путать фонемы или произносить их неправильно. К биологическим факторам относятся общее ослабление организма, возникающее на фоне частых болезней, а также минимальная мозговая дисфункция.
Диагностика отклонения
Логопедическая работа при дислалии должна учитывать множество факторов. Например, важно, как протекала беременность у будущей мамы, были ли у малыша в раннем детстве психологические травмы. Специалисты обследуют речевой аппарат ребенка, чтобы исключить возможные патологии, выполняют комплексную диагностику организма, благодаря которой можно точно выявить причины нарушения. Также важно определить форму патологии, которая квалифицируется по ряду признаков и может быть:
- Моноаморфной — неправильно произносится от 1 до 4 звуков.
- Полиаморфной — неправильно произносится более 4 звуков.
Также специалисты нашего Центра определяют, какие группы фонем искажает пациент, выявляют возможные отклонения, связанные с замещением парных, глухих и звонких согласных. Подготовительный этап логопедической работы при дислалии может занимать достаточно много времени, так как специалисту необходимо выявить все нюансы и отклонения в речи пациента, чтобы составить грамотный план коррекции речи. Сама же система коррекционно-логопедической работы при дислалии разрабатывается индивидуально с учетом особенностей развития малыша.
Пути избавления от речевых изъянов
При дислалии работа логопеда начинается с диагностики и устранения проблем, которые могут мешать ребенку правильно произносить отдельные буквы. Например, иногда возникает необходимость в устранении неправильного прикуса, коррекции патологии неба или зубов. Когда механические препятствия устранены, может быть достаточно нескольких занятий, чтобы ребенок научился правильно произносить те или иные фонемы. Коррекция выполняется в игровой форме и не доставляет малышу дискомфорта.
Направление логопедической работы при органической дислалии определяется типом патологии, акцент делается на правильном произношении отдельных звуков. При этом этапы логопедического воздействия при дислалили определяются на основании формы патологии: научить малыша правильно произносить 1–2 фонемы намного проще, чем выполнить коррекцию 5–6 звуков.