Проблема постановки диагноза
Трудности в работе с речевыми патологиями сопряжены с путаницей в классификации. Это вызывает вопросы не только среди врачей, но и у родителей.
Своевременное обращение к врачу помогает вовремя выявить дефект и скорректировать его. Родители обращаются в Центр сами или по рекомендации педиатра, невролога. На консультацию приводят пациентов с нарушением устной и письменной речи; ФФНР; ОНР; заиканием.
Причин для посещения специалиста много. На занятиях по развитию речи у детей с речевой патологией специалист дает упражнения и техники, помогающие максимально скорректировать дефект. Некоторые нарушения невозможно полностью устранить, но длительная работа позволяет существенно улучшить ситуацию.
Иногда при объяснении причин нарушения речи ребенка можно встретить такие понятия, как «задержка психического развития» или «задержка речевого развития». Они являются в большей степени обобщающими и не указывают на конкретную патологию. Врачи-неврологи используют эти термины в качестве дополнения к основному диагнозу.
Типы нарушений и способы коррекции
Устанавливают наличие проблемы педиатры, неврологи, логопеды-дефектологи. Они проводят диагностику и на основе анамнеза делают выводы. Варианты коррекции речевой патологии и способы компенсации зависят от вида проблемы.
Заикание
У пациентов нарушена темпо-ритмическая сторона речи. Патология вызвана мышечными судорогами. Проблему заикания рассматривают не изолированно, а в качестве клинического синдрома. Оно может иметь как психогенную, так и чисто органическую природу.
Проявления заикания: запинки; спотыкания; паузы; повторение отдельных звуков или сочетаний.
Речь такого ребенка часто сопровождается навязчивыми действиями, ритуалами. Заикание у детей корректируют с помощью логопедической ритмики.
Эффективные средства работы:
- хороводы;
- игры-драматизации;
- этюды;
- пение;
- чтение стихов;
- упражнения на развитие моторики;
- подражание.
Специалист обучает плавности, медленному темпу речи, установлению связи произносимых слов с движениями и музыкальным ритмом, его характером.
Дизартрия
Проблема появляется из-за травм, врожденных дефектов, поражения ЦНС. Родители нередко задаются вопросом: дизартрия у детей — что это, и как это лечить? Патология связана с невозможностью выговаривать звуки.
Коррекция включает в себя: нормализацию тонуса мышц; улучшение работы моторики артикуляционного аппарата; работу с мелкой моторикой; развитие дыхательной функции и голоса; работу над словарем, грамматическим строем речи; коррекцию сенсорных и психических функций. Лечебные меры включают медикаментозную терапию, физиопроцедуры, массаж.
Дислалия
Вследствие нарушения звукопроизношения ребенок говорит неправильно, из-за чего его бывает сложно понять. Слух и иннервация речевого аппарата при этом остаются в норме. Нарушение проявляется в искажении, пропуске или замене звуков. Коррекция дислалии включает в себя техники, основанные на подражании, механическом воздействии с применением шпателя, зонда, а также смешанном подходе.
Дисфония
Патологию относят к нарушению голоса. Она проявляется в виде хрипоты, осиплости, слабости при произношении. Коррекция дисфонии происходит на основе комплексного подхода, включает в себя медикаментозную и физиотерапию, занятия с логопедом, работу с психическими и неврологическими дефектами, лечение сопутствующих заболеваний.
В заключение
Специалисты нашей клиники ведут прием для родителей, консультируют, диагностируют и лечат различные речевые патологии у детей. Врачи имеют большой опыт работы с пациентами, страдающими расстройствами темпа речи, всеми видами дизартрии, дислексией, моторной и сенсомоторной алалией, общим недоразвитием речи, умственной отсталостью.