Речевые нарушения
В первую очередь родители замечают у своих детей признаки сенсомоторной алалии, связанные с речью. Это:
- непонимание обращенной речи, при тяжелых формах — неразличение речи и других звуков;
- сложности с произнесением звуков и слогов;
- неграмотное построение фраз, вплоть до отсутствия фразовой речи или грубейших ошибок;
- речь обычно находится на уровне лепета и междометий, если есть слова, то это существительные или только их корни;
- отдельные слова ребенок может спонтанно повторять, несколько раз или подолгу (эхолалия), но не может воспроизвести их по просьбе взрослого;
- ребенок, пытаясь коммуницировать, использует в основном мимику и жесты.
Такие нарушения приводят к трудностям в общении с другими детьми в детском саду, развивающих кружках, на площадках. Сложности есть и в общении со взрослыми: они не понимают ребенка. Уровень интеллекта, изначально в большинстве случаев нормальный, без педагогической и медицинской помощи начинает снижаться.
Ставим диагноз
Диагностику сенсорно-моторной алалии затрудняет зависимость поведения ребенка от обстановки. В незнакомом месте нарушения речи могут выглядеть как полное ее отсутствие, вплоть до отсутствия реакции на имя. Искажаются и другие симптомы. Поэтому для установления точного диагноза иногда требуется несколько визитов.
Первичный диагноз может заподозрить участковый терапевт, но для точной диагностики и разработки плана лечения необходимо три специалиста. Это оториноларинголог (а иногда и сурдолог), невролог, нейропсихолог и логопед. Они обращают внимание не только на уровень развития речи, но и на другие симптомы сенсомоторной алалии у детей:
- повышенную импульсивность;
- перепады настроения;
- острая реакция на раздражители обычной силы (звук, свет);
- нарушения координации;
- неразвитость мелкой моторики;
- расстройства памяти;
- неусидчивость или заторможенность;
- невротические явления — заикание, энурез;
- расстройства сна;
- нарушения аппетита.
При диагностике в первую очередь исключают нарушения слуха, затем — аутизм и другие болезни психики, задержку умственного развития. Затем определяются с типом алалии — сенсорным, моторным или смешанным. Диагностировать нарушения в работе речевых центров головного мозга может невролог, но чтобы точно установить конкретный тип заболевания, ему необходима помощь других специалистов.
Нередко встречается две болезни у одного пациента — сенсомоторная алалия с аутичными чертами; симптомы этих двух состояний порой схожи, но к характерным для алалии проблемы добавляются:
- стереотипные движения,
- узкий круг интересов,
- обедненная эмоциональная сфера,
- копирование речи окружающих и выраженная эхолалия,
- сложности с самообслуживанием.
В таких случаях крайне важно установить оба диагноза, определить степень их выраженности и подобрать терапию для ребенка.
Можно ли вылечить малыша
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» работают как с легкими, так и с тяжелыми формами сенсомоторной алалии и других болезней нервной системы. Специалисты нашего центра по результатам тщательной диагностики подбирают для каждого пациента индивидуальные планы, основанные на хорошо зарекомендовавших себя методиках лечения сенсорно-моторной алалии и других нарушений у детей.
Терапия детей с диагнозом сенсомоторная алалия должна быть комплексной, основанной на индивидуальных особенностях болезни у конкретного малыша. Также необходимо соблюдать системность, и регулярно посещать занятия.
Медикаментозное лечение сенсомоторной алалии у детей показано нечасто, но порой необходимо применять витамины или другие лекарства, всё зависит от состояния конкретного малыша. Часто применяется физиотерапия, практически всегда — массаж.
Работа с логопедом может быть групповой или индивидуальной, но всегда в игровой форме, с учетом особенностей ребенка. Малыш сначала научится понимать и произносить отдельные слова, затем фразы, диалог, и, наконец, связный монолог. В эту работу активно включаются родители. Специалист расскажет, как и когда заниматься с малышом дома, а когда ему необходимо устраивать часы или даже дни тишины.
Дефектологи проводят занятия по развитию мелкой моторики — рисованию, лепке. Возможно, малышу понадобятся игры, которые помогают преодолеть дисфункцию обработки сенсорной информации, а вместе с ней — нервную реакцию на звуки и другие раздражители.
Психолог поможет ребенку научиться общаться, стать усидчивым, научиться концентрироваться на заданиях.
Эффективность лечения при сенсорно-моторной алалии и прогноз зависит в значительной степени от времени, когда начата правильная терапия. В ряде случаев к младшему школьному возрасту можно исправить ситуацию до такой степени, что ребенок сможет обучаться в общеобразовательной школе, продолжая занятия с логопедом, нейропсихологом или обоими специалистами.