Основные причины фонематической дислексии
На развитие расстройства оказывают влияние одновременно несколько факторов. Так, с одной стороны, к ним относятся различные аномалии, участвующие в формировании мозга, а также особенности развития ребенка:
- инфекция матери во время беременности;
- отравление, повлекшее повреждение центральной нервной системы (из-за приема алкоголя, наркотиков и некоторых лекарственных средств);
- гипоксия плода;
- черепно-мозговые травмы;
- инфекции, перенесенные незадолго после рождения.
К другой составляющей причин дислексии относятся социальные факторы:
- отсутствие вербальной коммуникации между ребенком и его родителями;
- синдром госпитализации (вызванный, например, продолжительной разлукой с матерью);
- педагогическая запущенность;
- двуязычие в семье;
- неблагоприятное речевое окружение
У первоклассника сложно сразу определить расстройство, поскольку темп и качество обучения всех учеников не сильно различаются. Ошибки, допускаемые дислектиками, почти такие же, как и у детей, только начавших осваивать навыки чтения и письма. Между тем дети с дислексией испытывают затруднения с осмыслением прочитанного, нуждаются в дополнительном времени для усвоения материала, допускают большое количество типичных и повторяемых ошибок при чтении, таких как:
- смешения и замены звуков;
- искажение слоговой структуры слова;
- побуквенное чтение;
- аграмматизмы.
Однако с помощью специальных методов и приемов раннего выявления (к таковым относятся скрининговые методы) можно обнаружить дислексию у детей еще до поступления в школу и пройти курс лечения.
На какие виды подразделяется
Для фонематической дислексии характерны сложности при обучении чтению. Выделяют несколько видов фонематической дислексии. Самый распространенный из них — аудитивная дислексия, при которой ребенок имеет трудности с распознаванием на слух звуков. Визуальная дислексия выражается в трудностях с различением букв и сочетаний. Комбинированная дислексия объединяет характеристики аудитивной и визуальной дислексии.
По степени тяжести нарушения процесса чтения в логопедии подразделяют на:
- дислексию (частичное расстройство навыка);
- алексию (полную невозможность овладения навыком или его утрату).
При этом алексия может наблюдаться обособленно, но чаще всего сопутствует другому нарушению письменной речи — дисграфии, когда ребенок испытывает трудности в написании и правильном орфографическом оформлении слов.
Каждый вид требует своеобразного подхода к диагностике и коррекции. Именно поэтому важно обратиться к специалисту для определения конкретного вида дислексии и выбора оптимального плана лечения.
Как проводится коррекция
В современной системе логопедических занятий по коррекции дислексии предусмотрено проведение дифференцированной работы со всеми нарушениями устной речи и неречевыми процессами.
Устранением фонематической дислексии успешно занимаются специалисты нашего Центра. Следует отметить, что коррекция — это сложный процесс, направленный на исправление дефектов произношения, развитие фонематических навыков и формирование понимания звукослоговой и звукобуквенной структуры слов.
Коррекционно-логопедическая работа в этом случае проводится по трем основным направлениям:
- развитие анализа слова-предложения;
- развитие слогового анализа и синтеза;
- развитие анализа и синтеза фонем.
Профилактику дислексии рекомендуют начинать еще до школьного возраста. Своевременно принятые меры позволят развить у ребенка зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитическую и синтетическую деятельность и мелкую моторику. Важная роль отводится профилактике в преодолении ребенком трудностей произношения, а также формированию словарного запаса и грамматических структур речи.