Все статьи

Алалия

Нарушение развития речи, при котором ребёнок испытывает трудности с пониманием и выражением слов. Моторная алалия у детей признаки и лечение.
об авторе

При любом виде алалии — моторной, сенсорной или смешанного типа — у ребёнка в первую очередь страдает словарный запас. Это особенно заметно у детей в возрасте от трёх лет и старше, которые продолжают использовать в речи слоги и лепет, хотя их сверстники уже давно перешли к более сложным формам общения.

Диагноз «моторная алалия» устанавливается ребёнку чаще всего в четыре года, и занятия с логопедом-дефектологом рекомендуется начинать сразу после его подтверждения. В медицинскую карту малыша вносят запись об общем недоразвитии речи, согласно международной классификации болезней (МКБ-10). Формирование данной патологии может начинаться ещё в период внутриутробного развития и продолжаться в первые месяцы жизни.

Моторная алалия возникает в результате нарушения взаимодействия между мозговыми центрами, отвечающими за создание звуков, и центрами, активирующими мышцы рта и языка для их произнесения. В итоге ребёнок способен понимать речевые команды и общаться на простом уровне, но испытывает трудности с формулированием и выражением своих мыслей. У детей, например, в шесть лет проявляются трудности с запоминанием слов и косноязычием.

В отличие от моторной алалии, сенсорная алалия характеризуется непониманием ребёнком обращённой речи. Дети с сенсорной алалией сохраняют способность воспринимать чужую речь, но при этом не могут говорить сами. Артикуляционный аппарат у них развит нормально, интеллект и слух также сохранены, однако полноценное воспроизведение слов и букв становится для них затруднительным или даже невозможным.

Дети с моторной алалией чаще всего общаются с окружающими с помощью мимики и жестов, используя не более 10–40 слов. При этом они зачастую неправильно произносят звуки и заменяют сложные звуки на более простые. Фразы, которые они строят, как правило, недостаточно связны — они предпочитают короткие и отрывистые высказывания.

Причины моторной алалии у детей являются комплексными и связаны с различными факторами, влияющими на активизацию речевых центров коры головного мозга. Моторная алалия — это нарушение, при котором ребёнок испытывает трудности с произнесением слов и формированием речи. Основные причины этого расстройства можно разделить на три группы:

1. Антенатальные факторы:

  • Инфекционные заболевания матери во время беременности: краснуха, цитомегаловирусная инфекция и другие.
  • Токсикоз и стресс: тяжёлые состояния во время беременности могут негативно сказаться на развитии плода.
  • Употребление нейротоксичных веществ во время беременности и грудного вскармливания: алкоголь, наркотики и некоторые лекарства могут нарушить формирование нервной системы ребёнка.

2. Интранатальные факторы:

  • Акушерские травмы: использование щипцов, стремительные или затяжные роды.
  • Гипоксия плода: кислородное голодание, вызванное обвитием пуповиной или другими причинами.

2. Интранатальные факторы:

  • Черепно-мозговые травмы: травмы, полученные в результате несчастных случаев.
  • Инфекционные патологии: например, энцефалит или менингит.
  • Гипотрофия: недостаточное развитие ребенка в раннем возрасте.

Моторная алалия проявляется в разных формах, в зависимости от того, какие участки мозга страдают или в недостаточной степени активизированы. Существуют две основные формы:

Кинестетическая (афферентная) алалия — связана с повреждением нижней части теменной коры левого полушария мозга.

Афферентная (кинетическая) алалия — возникает при повреждении центра Брока в заднелобной части мозга.

Чаще всего моторная алалии у детей является одним из симптомов общего функционального дефицита развития центральной нервной системы и её симптомы могут пересекаться с другими нарушениями, такими как тугоухость, задержка психоречевого развития. Для точного определения диагноза необходимы комплексные консультации специалистов: речевого невролога, логопеда-дефектолога и нейропсихолога.

Лечение моторной алалии направлено на устранение функционального дефицита развития головного мозга, развитие речевых коммуникативных умений, и устранение последствий причин, вызвавших нарушение. Чаще всего эти последствия связаны с метаболическим дефицитом работы центральной нервной системы, приводящим к вторичным метаболическим дисфункциям. Чем раньше начнётся коррекция, тем лучше будет прогноз для ребёнка.

Кроме речевых симптомов, специалисты обращают внимание на сопутствующие проявления моторной алалии у детей. К ним относятся:

  • Неспособность долго сохранять концентрацию.
  • Сложности с удержанием равновесия из-за проблем с крупной моторикой.
  • Плохо сформированные навыки самообслуживания, вызванные дефицитом мелкой моторики.

Основные симптомы моторной алалии у детей начинают проявляться примерно с двух лет. На что стоит обратить внимание как специалистам, так и родителям:

  • Неспособность построить простую фразу.
  • Крайняя ограниченность словарного запаса.
  • Проблемы с произношением: ребенок может менять местами слоги и путать аналогичные звуки.
  • Задержка умственного развития.
  • Плохо развита мелкая моторика конечностей: сложности с удержанием мелких предметов, владением столовыми приборами и застегиванием пуговиц.
  • Слабо развита координация движений: частые падения, неспособность удерживать равновесие на одной ноге, отсутствие чувства ритма.
  • Проблемы с концентрацией на одном занятии.
  • Быстрая утомляемость.

При моторной алалии у детей в возрасте 2 лет симптомы патологии речевого аппарата логопеды-дефектологи классифицируют по уровням:

  1. Первый уровень, когда речь напоминает звукоподражание и лепет (характерно для кинестетической алалии).
  2. Второй уровень, при котором малыш способен составлять короткие словосочетания (может относиться к афферентной алалии).
  3. Третий уровень, когда присутствует примитивная ситуативная фразовая речь (обычно наблюдается при моторной алалии).

Между тем, признаки моторной алалии не ограничиваются исключительно речевыми дефектами. Специалисты нашего Центра подчеркивают, что у детей часто наблюдаются психоневрологические нарушения, зависящие от степени функциональной дисфункции и особенностей развития. При отсутствии адекватного лечения артикуляционные проблемы способны привести к снижению интеллекта и трудностям в обучении.

Первичный диагноз может поставить участковый терапевт. Однако для более точной диагностики и определения оптимального курса лечения необходимо обратиться к нескольким специалистам, среди которых: речевой невролог, нейропсихолог, логопед-дефектолог.
Давтян Светлана Асатуровна
Логопед-дефектолог

Эти специалисты обращают внимание не только на уровень развития речи, но и на другие симптомы сенсомоторной алалии у детей:

  • Повышенная импульсивность.
  • Перепады настроения.
  • Острая реакция на обычные раздражители (звук, свет).
  • Нарушения координации.
  • Неразвитая мелкая моторика.
  • Расстройства памяти.
  • Неусидчивость или заторможенность.
  • Невротические явления (заикание, энурез).
  • Расстройства сна.
  • Нарушения аппетита.

Хотя интеллект у таких детей сохранен, отсутствие полноценной коммуникации может привести к его вторичному снижению. Слух, как правило, остается в норме. Кроме речевых проблем, дети с моторной алалией часто испытывают:

  • трудности с удержанием внимания;
  • быструю утомляемость;
  • резкие перепады настроения;
  • болезненную реакцию на раздражители нормальной интенсивности, преимущественно звуковые.

Симптомы сенсомоторной алалии у детей похожи на проявления других заболеваний нервной системы, которые часто встречаются в детском возрасте. Эти заболевания требуют разных, а иногда даже противоположных подходов к лечению.

Симптоматика алалии у детей в 5 лет определяет дальнейшее лечение. Симптоматическая картина зависит от степени поражения центрального отдела нервной системы и проявляется:

  • перестановкой слогов в словах (характерно для кинестетической алалии);
  • несогласованием слов (часто наблюдается при афферентной алалии);
  • невнятным произношением (свойственно как афферентной, так и кинестетической алалии);
  • неустойчивой заменой звуков в словах (встречается при всех формах моторной алалии).

Сенсомоторная алалия с аутичными чертами наблюдается у некоторых детей, что дополнительно усложняет диагностику и выбор методов коррекции. Понимание симптоматики и их взаимосвязи помогает родителям, педагогам и специалистам своевременно выявлять проблемы и разрабатывать эффективные методы вмешательства для улучшения речевых навыков и общего развития ребенка.

Эффективность терапии напрямую зависит от степени повреждения или функционального дефицита центральной нервной системы.

При легкой и средней степени дефицита соблюдение всех врачебных предписаний может привести к полному восстановлению речи. В тяжелых случаях можно рассчитывать на значительное улучшение состояния. При тяжелой степени нарушений ребенок не различает речь и другие звуки, а его собственное выражение ограничивается лепетом, междометиями и иногда корнями слов, что делает речь непонятной для окружающих (логорея).

Ярким признаком такой формы является эхолалия — спонтанное и многократное повторение услышанных слов, тогда как повторить слово по просьбе ребенок не может. Любой вид нарушения речи требует комплексного взаимоинтегрированного медико-педагогического подхода с правильным определением уровня дефицитов и составления коррекционного маршрута. Чем раньше будет начинаться коррекция, тем быстрее и эффективней будут результаты.

В Центре детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» оказывают помощь детям с различными неврологическими заболеваниями. Специалисты нашего Центра владеют необходимыми медицинскими и педагогическими методами, включая уникальные методики, разработанные в процессе работы.

При задержке речевого развития, дизартрии или афазии первым шагом является обращение к логопеду-дефектологу. Этот специалист проводит первоначальную оценку речевых навыков ребенка и может выделить ключевые проблемы. На основе полученных данных специалист совместно с другими специалистами, речевым неврологом, специалистом функционального развития (нейропсихолог) формирует общее представление о состоянии ребенка.

Нейропсихолог — этот специалист определяет уровень и локализацию мозговой дисфункции, речевой невролог — при необходимости предлагается пройти дополнительные исследования, такие как: лабораторные исследования, для определения уровня метаболического дефицита, электроэнцефалография (ЭЭГ), слуховые вызванные потенциалы, магнитно-резонансная томография (МРТ) и сканирование сосудов. Эти методы позволят более детально изучить имеющиеся проблемы.

После сбора анамнеза и анализа результатов исследований разрабатывается индивидуальный план лечения. Коррекция моторной алалии, особенно у детей в возрасте 2 лет, требует системного подхода, который включает:

  1. Медикаментозное лечение — для улучшения состояния нервной системы и функционирования мозга.
  2. Физиотерапевтические процедуры — направленные на стимулирование кровотока и моторной функции.
  3. Эмоционально-волевая и сенсорная коррекция — работа нейропсихологами.

Это позволяет не только устранить звуковые дефекты, но и укрепить внимание и коммуникационные навыки. Во время терапии важно обеспечить всестороннее взаимодействие между специалистами разных направлений, которые помогают детям развивать необходимые навыки общения и не отставать в учебе.

Все специалисты в одном месте

Стаж: более 3 лет

м. Медведково

Логопед-дефектолог

Записаться

Стаж: более 30 лет

м. Медведково

Рефлексотерапевт

Записаться

Стаж: более 10 лет

м. Медведково

Логопед-дефектолог

Записаться

Стаж: более 1 года

м. Медведково

Нейропсихолог

Записаться

Стаж: более 2 лет

м. Беляево

Нейропсихолог

Записаться

Стаж: более 8 лет

м. Беляево

Реабилитолог, Невролог

Записаться

Стаж: более 1 года

м. Беляево

Логопед-дефектолог

Записаться

Стаж: более 2 лет

м. Беляево

Нейропсихолог

Записаться

Стаж: более 30 лет

м. Медведково

Реабилитолог, Невролог

Записаться

Стаж: более 34 лет

м. Беляево

Массажист

Записаться

Стаж: менее 1 года

м. Беляево

Нейропсихолог

Записаться

Стаж: более 4 лет

м. Беляево

Нейропсихолог

Записаться

Стаж: более 11 лет

м. Медведково

Реабилитолог, Педиатр

Записаться

Стаж: более 12 лет

м. Беляево

Реабилитолог, Невролог

Записаться

Стаж: более 39 лет

м. Беляево

Логопед-дефектолог

Записаться

Стаж: более 14 лет

м. Беляево

Массажист

Записаться

Стаж: более 1 года

м. Беляево

Остеопат

Записаться

Стаж: более 10 лет

м. Беляево

Логопед-дефектолог

Записаться

Стаж: более 2 лет

м. Беляево

Нейропсихолог

Записаться

Стаж: более 19 лет

м. Беляево

Реабилитолог, Невролог

Записаться

Стаж: более 2 лет

м. Беляево

Нейропсихолог

Записаться

Стаж: более 1 года

м. Беляево

Логопед-дефектолог

Записаться

Стаж: более 2 лет

м. Беляево

Реабилитолог, Невролог

Записаться

Стаж: более 15 лет

м. Медведково

Нейропсихолог

Записаться

Стаж: более 1 года

м. Медведково

Нейропсихолог

Записаться

Стаж: более 1 года

м. Беляево

Логопед-дефектолог

Записаться

Стаж: более 3 лет

м. Медведково

Нейропсихолог

Записаться

Стаж: более 23 лет

м. Беляево

Реабилитолог, Рефлексотерапевт

Записаться

Стаж: более 23 лет

м. Медведково

Массажист

Записаться

Стаж: более 2 лет

м. Беляево

Клинический психолог

Записаться

Стаж: более 17 лет

м. Беляево

Реабилитолог, Невролог

Записаться

Стаж: более 14 лет

м. Медведково

Реабилитолог, Невролог

Записаться

Стаж: более 2 лет

м. Медведково

Логопед-дефектолог

Записаться

Стаж: более 32 лет

м. Медведково

Рефлексотерапевт

Записаться

Стаж: более 2 лет

м. Медведково

Нейропсихолог

Записаться

Стаж: более 7 лет

м. Беляево

Нейропсихолог

Записаться

Стаж: более 2 лет

м. Медведково

Нейропсихолог

Записаться

Стаж: более 28 лет

м. Медведково

Мануальный терапевт

Записаться

Стаж: более 5 лет

м. Медведково

Логопед-дефектолог

Записаться

Стаж: более 22 лет

м. Беляево

Логопед-дефектолог

Записаться

Стаж: более 32 лет

м. Медведково

Логопед-дефектолог

Записаться

Стаж: более 10 лет

м. Беляево

Логопед-дефектолог

Записаться

Стаж: более 6 лет

м. Медведково

Реабилитолог, Невролог

Записаться

Стаж: более 20 лет

м. Беляево, м. Медведково

Реабилитолог, Невролог

Записаться

Диагностика

Обычно моторную алалию начинают диагностировать у детей, когда им исполняется три года, хотя уже после 2 лет могут быть предпосылки, с которыми можно уже работать. Первым шагом в процессе обследования становится визит к речевому неврологу, который ставит предварительный диагноз. Однако для дифференциальной диагностики моторной алалии необходимо исключить несколько других расстройств. Среди них:

  • Сенсорная алалия (консультация речевого невролога).
  • Нарушения слуха (исследование – слуховые вызванные потенциалы).

Если у ребенка трех лет появляются первые признаки моторной или иной алалии, родителям следует незамедлительно обратиться к врачу. Заболевание, выявленное на ранних стадиях, легче поддается лечению, что повышает шансы на значительное улучшение состояния ребенка. Чтобы поставить точный диагноз, обычно требуется осмотр нескольких специалистов: речевого невролога, логопеда-дефектолога и специалиста по функциональному развитию (нейропсихолога).

Важный факт
Диагностировать сенсорно-моторную алалию сложно, так как поведение детей может меняться в зависимости от внешних условий. В незнакомой обстановке расстройства речи могут проявляться как полное отсутствие реакции на имя или речь. Поэтому для уточнения диагноза иногда требуется несколько визитов в медицинское учреждение.

В процессе диагностики специалисты не только оценивают уровень развития речи, но и обращают внимание на другие сопутствующие симптомы. В первую очередь они исключают возможные нарушения слуха, а затем рассматривают возможность аутизма и других функциональных расстройств, а также задержку умственного развития. После этого они определяют тип алалии: сенсорный, моторный или смешанный. Речевой невролог может выявить нарушения в работе речевых центров головного мозга, но для точного установления степени дефицита потребуется помощь других специалистов.

Часто можно встретить детей, у которых одновременно диагностируют сенсомоторную алалию и аутичные черты. Симптомы этих состояний достаточно схожи, однако к типичным проблемам алалии добавляются специфические особенности, такие как:

  • стереотипные движения;
  • узкий круг интересов;
  • обедненная эмоциональная сфера;
  • копирование речи окружающих и выраженная эхолалия;
  • сложности с самообслуживанием.

В таких ситуациях крайне важно правильно определить, что является ведущим дефицитом, оценить степень и подобрать медико-педагогический коррекционный маршрут.

Наши специалисты проводят диагностику, которая позволяет выявить степень нарушения речи и исключить другие возможные речевые расстройства. Для комплексного обследования применяются следующие этапы:

  1. Медицинское обследование.
  2. Логопедическое обследование.
  3. Определение уровня функционального развития мозга (нейропсихологи).

Основная цель терапии — способствовать формированию структур мозга, устранить причины отставания в развитии и помочь ребенку вернуться в нормальную социальную среду.

Пройди опрос и получи скидку на консультацию специалиста

Мы гарантируем комфортный приём, всесторонний анализ и индивидуальный подход к кажому пациенту

Начать опрос

При раннем выявлении моторной алалии у детей успех коррекции во многом зависит от выбранной методики лечения. Основным условием является комплексный подход, который включает несколько направлений:

1. Лекарственная коррекция — используются нутрициологические и фармакологические медицинские препараты, направленные на:

  • обеспечение полноценного питания клеток мозга;
  • насыщение клеток кислородом;
  • стимуляцию работы мозга;
  • повышение способности к концентрации внимания;
  • укрепление функции памяти.

2. Логопедический массаж — процедура способствует:

  • развитию мышц артикуляционного аппарата;
  • формированию правильного произношения и дикции.

3. Миофасциальный массаж, краниальная рефлексотерапия, остеопатия — эти методы помогают:

  • развивать нейронные связи;
  • стимулировать кровообращение в головном мозге;
  • стимулировать функциональную активность.

4. Транскраниальная магнитная стимуляция корковая — зоны отвечающие за понимание речи, моторный компонент речи; мозжечковая, подъязычная) — высокотехнологичный, физиологически безопасный метод активизации локальных структур мозга в зависимости от степени активности.

5. Гипероксическая терапия:

  • стимулирует активное формирования новых нейронных связей;
  • детоксицирует организм.

6. Работа с логопедом-дефектологом важна для:

  • коррекции речевых навыков;
  • развития высших психических функций.

Поскольку алалия представляет собой нарушение речевого развития, она может существенно повлиять на психологическое и социальное благополучие ребенка. Поэтому так важно уделять внимание эффективным методам профилактики, которые начинаются с ранней диагностики речевых нарушений и активного вовлечения детей в языковую среду.

Одним из ключевых аспектов является создание благоприятной коммуникационной атмосферы в семье. Родители не только должны общаться со своими детьми, но и активно способствовать развитию их речевых навыков. Для этого необходимо:

  • Чтение книг и рассказ историй — помогает детям расширять словарный запас и развивать воображение.
  • Задавать открытые вопросы — такой подход помогает детям мыслить и выражать свои мысли более подробно.
  • Использование игровых методов обучения — ролевые игры и театрализация способствуют развитию речевых навыков и позволяют ребенку безопасно выражать свои мысли и чувства.

Не менее важно сотрудничать с логопедами-дефектологами и специалистами по развитию речи. Регулярные занятия, направленные на развитие фонематического слуха, лексического запаса и грамматических структур, помогут существенно укрепить речевую базу ребенка. Специалисты помогут выявить и скорректировать речевые нарушения на ранних стадиях, что является залогом успешного развития.

Таким образом, комплексный подход к профилактике алалии, включающий поддержку семьи, использование образовательных методик и профессиональные консультации, существенно снижает риск возникновения речевых нарушений у детей. Благодаря такому сотрудничеству дети получают больше возможностей для успешного общения и социализации, и это положительно влияет на их общее развитие и психоэмоциональное состояние.

Отсутствие или задержка речи у ребенка. Что делать?
Задержка развития у детей
Алалия: Отсутствие речи у детей
Автор статьи:
Давтян Светлана Асатуровна
Логопед-дефектолог,
Врач высшей квалификационной категории
Стаж: более 20 лет
Подробнее Записаться
Наши лицензии

Лицензия №ЛО-77-01-021681 от 12 января 2022 г., услуги оказывает ООО «Восстановительная медицина»

Лицензия №ЛО41--01137-77/00360666 от 10 сентября 2020 г., услуги оказывает ООО «Клиника здорового позвоночника»

Записаться
отзывы наших пациентов