Описание
При любом виде алалии — моторной, сенсорной или смешанного типа — у ребёнка в первую очередь страдает словарный запас. Это особенно заметно у детей в возрасте от трёх лет и старше, которые продолжают использовать в речи слоги и лепет, хотя их сверстники уже давно перешли к более сложным формам общения.
Диагноз «моторная алалия» устанавливается ребёнку чаще всего в четыре года, и занятия с логопедом-дефектологом рекомендуется начинать сразу после его подтверждения. В медицинскую карту малыша вносят запись об общем недоразвитии речи, согласно международной классификации болезней (МКБ-10). Формирование данной патологии может начинаться ещё в период внутриутробного развития и продолжаться в первые месяцы жизни.
Моторная алалия возникает в результате нарушения взаимодействия между мозговыми центрами, отвечающими за создание звуков, и центрами, активирующими мышцы рта и языка для их произнесения. В итоге ребёнок способен понимать речевые команды и общаться на простом уровне, но испытывает трудности с формулированием и выражением своих мыслей. У детей, например, в шесть лет проявляются трудности с запоминанием слов и косноязычием.
В отличие от моторной алалии, сенсорная алалия характеризуется непониманием ребёнком обращённой речи. Дети с сенсорной алалией сохраняют способность воспринимать чужую речь, но при этом не могут говорить сами. Артикуляционный аппарат у них развит нормально, интеллект и слух также сохранены, однако полноценное воспроизведение слов и букв становится для них затруднительным или даже невозможным.
Причины
Дети с моторной алалией чаще всего общаются с окружающими с помощью мимики и жестов, используя не более 10–40 слов. При этом они зачастую неправильно произносят звуки и заменяют сложные звуки на более простые. Фразы, которые они строят, как правило, недостаточно связны — они предпочитают короткие и отрывистые высказывания.
Причины моторной алалии у детей являются комплексными и связаны с различными факторами, влияющими на активизацию речевых центров коры головного мозга. Моторная алалия — это нарушение, при котором ребёнок испытывает трудности с произнесением слов и формированием речи. Основные причины этого расстройства можно разделить на три группы:
1. Антенатальные факторы:
- Инфекционные заболевания матери во время беременности: краснуха, цитомегаловирусная инфекция и другие.
- Токсикоз и стресс: тяжёлые состояния во время беременности могут негативно сказаться на развитии плода.
- Употребление нейротоксичных веществ во время беременности и грудного вскармливания: алкоголь, наркотики и некоторые лекарства могут нарушить формирование нервной системы ребёнка.
2. Интранатальные факторы:
- Акушерские травмы: использование щипцов, стремительные или затяжные роды.
- Гипоксия плода: кислородное голодание, вызванное обвитием пуповиной или другими причинами.
2. Интранатальные факторы:
- Черепно-мозговые травмы: травмы, полученные в результате несчастных случаев.
- Инфекционные патологии: например, энцефалит или менингит.
- Гипотрофия: недостаточное развитие ребенка в раннем возрасте.

Моторная алалия проявляется в разных формах, в зависимости от того, какие участки мозга страдают или в недостаточной степени активизированы. Существуют две основные формы:
Кинестетическая (афферентная) алалия — связана с повреждением нижней части теменной коры левого полушария мозга.
Афферентная (кинетическая) алалия — возникает при повреждении центра Брока в заднелобной части мозга.
Чаще всего моторная алалии у детей является одним из симптомов общего функционального дефицита развития центральной нервной системы и её симптомы могут пересекаться с другими нарушениями, такими как тугоухость, задержка психоречевого развития. Для точного определения диагноза необходимы комплексные консультации специалистов: речевого невролога, логопеда-дефектолога и нейропсихолога.
Лечение моторной алалии направлено на устранение функционального дефицита развития головного мозга, развитие речевых коммуникативных умений, и устранение последствий причин, вызвавших нарушение. Чаще всего эти последствия связаны с метаболическим дефицитом работы центральной нервной системы, приводящим к вторичным метаболическим дисфункциям. Чем раньше начнётся коррекция, тем лучше будет прогноз для ребёнка.
Симптомы
Кроме речевых симптомов, специалисты обращают внимание на сопутствующие проявления моторной алалии у детей. К ним относятся:
- Неспособность долго сохранять концентрацию.
- Сложности с удержанием равновесия из-за проблем с крупной моторикой.
- Плохо сформированные навыки самообслуживания, вызванные дефицитом мелкой моторики.
Основные симптомы моторной алалии у детей начинают проявляться примерно с двух лет. На что стоит обратить внимание как специалистам, так и родителям:
- Неспособность построить простую фразу.
- Крайняя ограниченность словарного запаса.
- Проблемы с произношением: ребенок может менять местами слоги и путать аналогичные звуки.
- Задержка умственного развития.
- Плохо развита мелкая моторика конечностей: сложности с удержанием мелких предметов, владением столовыми приборами и застегиванием пуговиц.
- Слабо развита координация движений: частые падения, неспособность удерживать равновесие на одной ноге, отсутствие чувства ритма.
- Проблемы с концентрацией на одном занятии.
- Быстрая утомляемость.
При моторной алалии у детей в возрасте 2 лет симптомы патологии речевого аппарата логопеды-дефектологи классифицируют по уровням:
Первый уровень, когда речь напоминает звукоподражание и лепет (характерно для кинестетической алалии).
Второй уровень, при котором малыш способен составлять короткие словосочетания (может относиться к афферентной алалии).
Третий уровень, когда присутствует примитивная ситуативная фразовая речь (обычно наблюдается при моторной алалии).
Между тем, признаки моторной алалии не ограничиваются исключительно речевыми дефектами. Специалисты нашего Центра подчеркивают, что у детей часто наблюдаются психоневрологические нарушения, зависящие от степени функциональной дисфункции и особенностей развития. При отсутствии адекватного лечения артикуляционные проблемы способны привести к снижению интеллекта и трудностям в обучении.
Первичный диагноз может поставить участковый терапевт. Однако для более точной диагностики и определения оптимального курса лечения необходимо обратиться к нескольким специалистам, среди которых: речевой невролог, нейропсихолог, логопед-дефектолог.
Эти специалисты обращают внимание не только на уровень развития речи, но и на другие симптомы сенсомоторной алалии у детей:
- Повышенная импульсивность.
- Перепады настроения.
- Острая реакция на обычные раздражители (звук, свет).
- Нарушения координации.
- Неразвитая мелкая моторика.
- Расстройства памяти.
- Неусидчивость или заторможенность.
- Невротические явления (заикание, энурез).
- Расстройства сна.
- Нарушения аппетита.
Хотя интеллект у таких детей сохранен, отсутствие полноценной коммуникации может привести к его вторичному снижению. Слух, как правило, остается в норме. Кроме речевых проблем, дети с моторной алалией часто испытывают:
- трудности с удержанием внимания;
- быструю утомляемость;
- резкие перепады настроения;
- болезненную реакцию на раздражители нормальной интенсивности, преимущественно звуковые.

Симптомы сенсомоторной алалии у детей похожи на проявления других заболеваний нервной системы, которые часто встречаются в детском возрасте. Эти заболевания требуют разных, а иногда даже противоположных подходов к лечению.
Симптоматика алалии у детей в 5 лет определяет дальнейшее лечение. Симптоматическая картина зависит от степени поражения центрального отдела нервной системы и проявляется:
- перестановкой слогов в словах (характерно для кинестетической алалии);
- несогласованием слов (часто наблюдается при афферентной алалии);
- невнятным произношением (свойственно как афферентной, так и кинестетической алалии);
- неустойчивой заменой звуков в словах (встречается при всех формах моторной алалии).
Сенсомоторная алалия с аутичными чертами наблюдается у некоторых детей, что дополнительно усложняет диагностику и выбор методов коррекции. Понимание симптоматики и их взаимосвязи помогает родителям, педагогам и специалистам своевременно выявлять проблемы и разрабатывать эффективные методы вмешательства для улучшения речевых навыков и общего развития ребенка.
Степени
Эффективность терапии напрямую зависит от степени повреждения или функционального дефицита центральной нервной системы.
При легкой и средней степени дефицита соблюдение всех врачебных предписаний может привести к полному восстановлению речи. В тяжелых случаях можно рассчитывать на значительное улучшение состояния. При тяжелой степени нарушений ребенок не различает речь и другие звуки, а его собственное выражение ограничивается лепетом, междометиями и иногда корнями слов, что делает речь непонятной для окружающих (логорея).
Ярким признаком такой формы является эхолалия — спонтанное и многократное повторение услышанных слов, тогда как повторить слово по просьбе ребенок не может. Любой вид нарушения речи требует комплексного взаимоинтегрированного медико-педагогического подхода с правильным определением уровня дефицитов и составления коррекционного маршрута. Чем раньше будет начинаться коррекция, тем быстрее и эффективней будут результаты.
В Центре детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» оказывают помощь детям с различными неврологическими заболеваниями. Специалисты нашего Центра владеют необходимыми медицинскими и педагогическими методами, включая уникальные методики, разработанные в процессе работы.
К какому специалисту обращаться
При задержке речевого развития, дизартрии или афазии первым шагом является обращение к логопеду-дефектологу. Этот специалист проводит первоначальную оценку речевых навыков ребенка и может выделить ключевые проблемы. На основе полученных данных специалист совместно с другими специалистами, речевым неврологом, специалистом функционального развития (нейропсихолог) формирует общее представление о состоянии ребенка.
Нейропсихолог — этот специалист определяет уровень и локализацию мозговой дисфункции, речевой невролог — при необходимости предлагается пройти дополнительные исследования, такие как: лабораторные исследования, для определения уровня метаболического дефицита, электроэнцефалография (ЭЭГ), слуховые вызванные потенциалы, магнитно-резонансная томография (МРТ) и сканирование сосудов. Эти методы позволят более детально изучить имеющиеся проблемы.
После сбора анамнеза и анализа результатов исследований разрабатывается индивидуальный план лечения. Коррекция моторной алалии, особенно у детей в возрасте 2 лет, требует системного подхода, который включает:
Медикаментозное лечение — для улучшения состояния нервной системы и функционирования мозга.
Физиотерапевтические процедуры — направленные на стимулирование кровотока и моторной функции.
Эмоционально-волевая и сенсорная коррекция — работа нейропсихологами.
Это позволяет не только устранить звуковые дефекты, но и укрепить внимание и коммуникационные навыки. Во время терапии важно обеспечить всестороннее взаимодействие между специалистами разных направлений, которые помогают детям развивать необходимые навыки общения и не отставать в учебе.
Диагностика
Обычно моторную алалию начинают диагностировать у детей, когда им исполняется три года, хотя уже после 2 лет могут быть предпосылки, с которыми можно уже работать. Первым шагом в процессе обследования становится визит к речевому неврологу, который ставит предварительный диагноз. Однако для дифференциальной диагностики моторной алалии необходимо исключить несколько других расстройств. Среди них:
- Сенсорная алалия (консультация речевого невролога).
- Нарушения слуха (исследование – слуховые вызванные потенциалы).
Если у ребенка трех лет появляются первые признаки моторной или иной алалии, родителям следует незамедлительно обратиться к врачу. Заболевание, выявленное на ранних стадиях, легче поддается лечению, что повышает шансы на значительное улучшение состояния ребенка. Чтобы поставить точный диагноз, обычно требуется осмотр нескольких специалистов: речевого невролога, логопеда-дефектолога и специалиста по функциональному развитию (нейропсихолога).
В процессе диагностики специалисты не только оценивают уровень развития речи, но и обращают внимание на другие сопутствующие симптомы. В первую очередь они исключают возможные нарушения слуха, а затем рассматривают возможность аутизма и других функциональных расстройств, а также задержку умственного развития. После этого они определяют тип алалии: сенсорный, моторный или смешанный. Речевой невролог может выявить нарушения в работе речевых центров головного мозга, но для точного установления степени дефицита потребуется помощь других специалистов.
Часто можно встретить детей, у которых одновременно диагностируют сенсомоторную алалию и аутичные черты. Симптомы этих состояний достаточно схожи, однако к типичным проблемам алалии добавляются специфические особенности, такие как:
- стереотипные движения;
- узкий круг интересов;
- обедненная эмоциональная сфера;
- копирование речи окружающих и выраженная эхолалия;
- сложности с самообслуживанием.
В таких ситуациях крайне важно правильно определить, что является ведущим дефицитом, оценить степень и подобрать медико-педагогический коррекционный маршрут.
Наши специалисты проводят диагностику, которая позволяет выявить степень нарушения речи и исключить другие возможные речевые расстройства. Для комплексного обследования применяются следующие этапы:
Медицинское обследование.
Логопедическое обследование.
Определение уровня функционального развития мозга (нейропсихологи).
Основная цель терапии — способствовать формированию структур мозга, устранить причины отставания в развитии и помочь ребенку вернуться в нормальную социальную среду.
Мы гарантируем комфортный приём, всесторонний анализ и индивидуальный подход к кажому пациенту
Начать опрос
Лечение моторной и сенсорной алалии у детей
При раннем выявлении моторной алалии у детей успех коррекции во многом зависит от выбранной методики лечения. Основным условием является комплексный подход, который включает несколько направлений:

1. Лекарственная коррекция — используются нутрициологические и фармакологические медицинские препараты, направленные на:
- обеспечение полноценного питания клеток мозга;
- насыщение клеток кислородом;
- стимуляцию работы мозга;
- повышение способности к концентрации внимания;
- укрепление функции памяти.
2. Логопедический массаж — процедура способствует:
- развитию мышц артикуляционного аппарата;
- формированию правильного произношения и дикции.
3. Миофасциальный массаж, краниальная рефлексотерапия, остеопатия — эти методы помогают:
- развивать нейронные связи;
- стимулировать кровообращение в головном мозге;
- стимулировать функциональную активность.
4. Транскраниальная магнитная стимуляция корковая — зоны отвечающие за понимание речи, моторный компонент речи; мозжечковая, подъязычная) — высокотехнологичный, физиологически безопасный метод активизации локальных структур мозга в зависимости от степени активности.
5. Гипероксическая терапия:
- стимулирует активное формирования новых нейронных связей;
- детоксицирует организм.
6. Работа с логопедом-дефектологом важна для:
- коррекции речевых навыков;
- развития высших психических функций.
Профилактика
Поскольку алалия представляет собой нарушение речевого развития, она может существенно повлиять на психологическое и социальное благополучие ребенка. Поэтому так важно уделять внимание эффективным методам профилактики, которые начинаются с ранней диагностики речевых нарушений и активного вовлечения детей в языковую среду.
Одним из ключевых аспектов является создание благоприятной коммуникационной атмосферы в семье. Родители не только должны общаться со своими детьми, но и активно способствовать развитию их речевых навыков. Для этого необходимо:
- Чтение книг и рассказ историй — помогает детям расширять словарный запас и развивать воображение.
- Задавать открытые вопросы — такой подход помогает детям мыслить и выражать свои мысли более подробно.
- Использование игровых методов обучения — ролевые игры и театрализация способствуют развитию речевых навыков и позволяют ребенку безопасно выражать свои мысли и чувства.
Не менее важно сотрудничать с логопедами-дефектологами и специалистами по развитию речи. Регулярные занятия, направленные на развитие фонематического слуха, лексического запаса и грамматических структур, помогут существенно укрепить речевую базу ребенка. Специалисты помогут выявить и скорректировать речевые нарушения на ранних стадиях, что является залогом успешного развития.
Таким образом, комплексный подход к профилактике алалии, включающий поддержку семьи, использование образовательных методик и профессиональные консультации, существенно снижает риск возникновения речевых нарушений у детей. Благодаря такому сотрудничеству дети получают больше возможностей для успешного общения и социализации, и это положительно влияет на их общее развитие и психоэмоциональное состояние.
Лицензия №ЛО-77-01-021681 от 12 января 2022 г., услуги оказывает ООО «Восстановительная медицина»
Лицензия №ЛО41--01137-77/00360666 от 10 сентября 2020 г., услуги оказывает ООО «Клиника здорового позвоночника»