Как обнаружить ошибки, требующие логопедической коррекции
Не стоит игнорировать повторяющиеся ошибки произношения у детей в период становления речи. Думая, что со временем они исчезнут сами собой, родители теряют время. Не упустить первые признаки проявившегося нарушения, которое требует индивидуальных занятий логопеда с ребенком, поможет внимательное наблюдение за детским разговором или профессиональная консультация специалистов Центра, занимающихся проблемами речевого развития. Пристальное внимание нужно обратить на:
- Правильное произношение звуков с учетом возрастной нормы.
- Объем активного словарного запаса.
- Окончания слов и структуру предложений — в словах при нарушении произношения могут отсутствовать окончания, во фразах — значимые слова.
- Замену звуков другими, более удобными в произношении.
- Запинание, заикание.
- Затянувшееся (до старшего дошкольного возраста) использование мягких звуков вместо твердых. Такое произношение характерно для детей до 3–4-летнего возраста.
Возраст при оценке качества произношения и структуры слов и предложений нужно обязательно принимать во внимание. Ведь те искажения, которые не должны допускать пятилетние дети, вполне приемлемы для двухлетнего возраста, когда идет освоение новой словоформы или пока еще сложного звука.
После обнаружения явных отклонений произношения от нормы упускать время нежелательно — дефект закрепится и потребует больших усилий и времени, необходимых для ее устранения при занятиях логопеда-дефектолога с ребенком.
Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста
Особенно важна логопедическая помощь в период перед расширением круга общения и вхождением в коллектив чужих людей. Занятия с ребенком, корректирующие речевое развитие, можно проводить под руководством логопеда уже с 2-х лет, если задержка в развитии языковых умений превышает полгода. К этому моменту в активном словаре должно присутствовать около 50 слов. Короткие фразы, которыми оперируют дети этого возраста, обычно состоят из двух-трех слов.
Врач-логопед при работе использует сочетание разных методик с элементами игры. Это облегчает работу и не утомляет детей. Во время игровых уроков используются:
- пальчиковая гимнастика;
- артикуляционные упражнения;
- игры со словами, упражнения на подражание звукам живой и неживой природы;
- логопедический массаж.
При занятиях с детьми 5-ти лет логопед особое внимание уделяет сложным сонорным звукам [л] и [р]. К этому времени произношение шипящих и свистящих уже должно быть отработано, иначе в программу коррекционной работы включаются соответствующие упражнения.
Если родителям сложно понять, нужна ли помощь в их случае, лучше обратиться за профессиональной консультацией. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» опытные врачи-логопеды уже в ходе первой беседы точно оценивают темп речевого развития и при необходимости составляют действенную программу для коррекции дефектов.
Стоимость диагностики логопеда-дефектолога 3800 рублей 1400 рублей *
* акция действует с понедельника по пятницу!