Задержка речевого развития у маленьких детей — запаздывание освоения речи относительно возрастных показателей. При наличии этого нарушения малыши вовсе не разговаривают или с трудом выражают свои мысли из-за нехватки словарного запаса. Если ребенок очень плохо выговаривает простые слова или вовсе отсутствует связная речь в 3 года, диагностируется задержка речевого развития. Коррекцией данного состояния занимаются логопеды-дефектологи. В случае своевременного обращения к специалистам всегда удается избежать проблем общения. В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» при восстановлении процессов, влияющих на развитие функций мозга ребенка, проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития. Для реализации этой цели применяются различные активизирующие методики.
Причины
Задержка темпов речевого развития происходит по разнообразным причинам, преимущественно за счет сочетания нескольких сопутствующих медицинских либо социальных факторов:
- инфекция, гипоксия плода при беременности, осложненная родовая деятельность, асфиксия;
- наличие генетической расположенности (кто-то из родителей начал говорить позже нормы);
- инфекционные болезни ЦНС, серьезные затяжные патологии;
- тугоухость: снижение слуха негативно отражается на формировании речевых умений;
- педагогическая запущенность, дефицит либо отсутствие семейного общения, постоянное нахождение в чужой языковой среде.
Иногда задержка раннего речевого развития возникает вследствие затруднения становления аппарата артикуляции звуков. Происходит это из-за наличия у малышей врожденных дефектов ротовой полости.
Симптомы
Первые проявления задержки речевого или психического развития замечают постоянно находящиеся рядом с малышом взрослые. Посетить специалиста рекомендуется при обнаружении следующих симптомов:
- отсутствие реакции годовалого ребенка на обращение;
- неспособность указать на названый предмет в два года;
- постоянное применение мимики и жестов вместо слов;
- двухлетний малыш совсем не разговаривает;
- несформированность связной речи в три года.
Задержка речевого развития в дошкольном возрасте определяется недостаточным словарным запасом, неправильным произношением слов, непониманием наиболее простых инструкций.
При обнаружении любого из приведенных симптомов у малыша необходимо обратиться за профессиональной медицинской помощью. У родителей не будет повода беспокоиться, потому что наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему: диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции.
Лечение
При наличии четко выраженных симптомов задержку речевого развития диагностируют в 3 года. Выбор лечебной терапии большей частью определяется причиной возникновения патологии. Назначаются индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, физиотерапевтические процедуры.
В сложных случаях нельзя обойтись без приема лекарственных препаратов. Они помогают устранить детскую тревожность, значительно улучшить концентрацию, внимание и память. При обнаружении у малыша врожденных физических дефектов артикуляционного аппарата проводится хирургическая операция.
Ранее выявление задержки речевого развития и профессиональная помощь опытных врачей помогают предупредить появление осложнений. Индивидуальный подход в процессе коррекционных занятий способствует быстрому развитию недостающих навыков речи у детей.
Основные методы коррекции задержки речевого развития у детей основаны на комплексном подходе, который включает в себя логопедические занятия, развивающие упражнения, игры, использование специальных техник и методик. Одним из ключевых методов является работа над звукопроизношением. Она направлена на исправление дефектов в артикуляции звуков и развитие слухового восприятия. Здесь также важно развивать словарный запас, грамматические навыки, слуховое восприятие и понимание языка. Родители и близкие малыша играют важную роль в процессе коррекции задержки речевого развития. В тесном взаимодействии со специалистами они должны участвовать в реабилитации и поддерживать детей на их пути к восстановлению нормальной речи.
Благодаря своевременному применению методик активации мозга и глубокому пониманию специалистами нашего Центра всех процессов, которые вызвали нарушения в развитии центральной нервной системы ребенка, нам удалось разработать эффективный алгоритм воздействия, направленный на восстановление нормальной работы мозга.