Как понять, что нарушение налицо
Сенсомоторная алалия является распространенным диагнозом. Нарушение моторики в данном случае имеет большое проявление, а сенсорный аспект может быть менее выражен. При проведении занятий по коррекции нарушения сенсомоторной алалии, следует в равной степени обращать внимание на обе проблемы. Главным и наиболее заметным признаком сенсомоторной алалии является неправильное формирование речи исходя из возраста ребёнка. А именно:
- Непонимание больным того, что говорят именно ему. В тяжелой форме наблюдается неспособность различать звуки.
- Трудности в произношении слогов и звуков.
- Неспособность выстраивать логически связанные фразы.
- Развитие речи не превышает уровня лепета или междометий. Слова в ней присутствуют в форме существительных или частей (корней) слов.
- Произвольное беспричинное повторение ребенком слов в течение некоторого промежутка времени. Но когда это же слово просят сказать намеренно, ребенок не может этого сделать.
- Коммуникация ребенка с другими людьми происходит посредством мимики и жестов.
Наличие этих нарушений затрудняет процесс построения речевой коммуникации со сверстниками и взрослыми. Причиной этого является банальное непонимание. Интеллект возможно поддерживать на нормальном уровне, занимаясь с педагогами и медиками. Если не прибегнуть к вмешательству педагогов и медиков, он начнет снижаться.
Методы диагностирования
Диагностику сенсомоторной алалии провести достаточно трудно. Это объясняется тем, что поведение ребенка может меняться в зависимости от окружающей его обстановки. В незнакомом помещении и с незнакомыми людьми из-за волнения нарушение речи может выражаться полным ее отсутствием. Исходя из данных нюансов, для постановки точного диагноза следует совершить несколько визитов к врачу.
Первые признаки этой болезни может заметить врач-терапевт. Однако, для уточнения диагноза и назначения необходимого лечения нужно пройти консультацию нейропсихолога, оториноларинголога, невролога и логопеда. Эти узкие специалисты на этапе консультации проводят осмотр не только уровня развития речевого аппарата, но и наличия иных симптомы, которые проявляются при наличии сенсомоторной алалии у детей:
- повышенная нервная возбудимость;
- быстрая смена настроения;
- повышенная реакция на повседневные раздражители (например, на всем привычный звук или свет);
- нарушение движений, отвечающих за координацию;
- задержка развития мелкой моторики;
- нарушение сна и памяти;
- повышенная вертлявость или проявление заторможенности;
- появление нарушений речи (заикание);
- отсутствие аппетита или его резкое повышение.
При проведении диагностических мероприятий специалисты сначала исключают некоторые определенные нарушения. К ним относятся: полное или частичное отсутствие слуха, психические отклонения, задержка умственного развития. Важно помнить, что диагностировать сенсомоторную алалию с признаками аутизма может только врач. После постановки диагноза проводят осмотр для установки типа нарушения. Существует сенсорная, моторная и смешанная формы расстройства. Консультация детского невролога может потребоваться для установления проблем в работе центров головного мозга, отвечающих за речь. Однако для более точного установления диагноза нужно пройти и иных узких специалистов.
Частым явлением считается комбинирование двух диагнозов у одного больного. Так, сенсомоторная алалия может сочетаться с чертами аутизма. У этих двух расстройств схожие черты. Однако алалия имеет некоторые особенности:
- характерные движения;
- ограниченное количество интересов;
- низкая эмоциональность больного;
- повторение слов за окружающими людьми;
- трудности с самообслуживанием.
После завершения процесса диагностики специалисты нашего Центра назначают для каждого больного индивидуальный план лечения. Важным аспектом является правильная постановка диагноза ребенку и назначение качественной и правильно подобранной терапии.
Как проводится лечение
Разберемся, лечится или нет сенсомоторная алалия? Терапевтическое лечение маленьких пациентов проводится на комплексной основе. Здесь учитываются индивидуальные особенности отдельного каждого пациента, а также следует соблюдать систематичность и регулярность проведения оздоровительных занятий.
Лечение с использованием медикаментов этого нарушения у малышей практикуется редко. Иногда назначаются витамины или иные виды лекарств. Лекарственная терапия назначается в зависимости от тяжести состояния ребенка. Наиболее распространены массаж или физиотерапия.
Занятия с логопедом проходят на индивидуальной или групповой основе. Занятия проводятся в форме игры. Игры подбираются с учетом особенностей состояния ребенка. Также проводятся занятия с дефектологом и психологом. Насколько будет эффективно лечение, зависит от времени, когда было обнаружено расстройство и начато лечение.
Отмечается, что профилактику тяжелых речевых расстройств, к которым относится сенсомоторная алалия, рекомендуется начинать еще в перинатальном периоде. Необходимо исключить или свести к минимуму потенциальные факторы, вызывающие раннее органическое повреждение мозга у плода. Впоследствии при выявлении у ребенка задержки речевого развития потребуется незамедлительное обращение к логопеду.