Симптоматика заболевания семантической дислексии
Дислексия у детей может быть определена только специалистом — логопедом-дефектологом — в ходе тотального изучения устной и письменной речи в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». Также именно этот врач решает, как лечить дислексию — посредством обогащения имеющегося словарного запаса, формирования взаимосвязей между синтаксическими частями или развития звуко-слоговых форм анализа.
Достоверно известно, что отдельные слова, слоги или звуки ребенок в состоянии читать без проблем, правильно с точки зрения техники — это механический рефлекс. Однако необходимо обращать внимание на его понимание текста — может ли он объяснить, что означают отдельные слова, пересказать прочитанное. Как понять, что у тебя дислексия? Дислексики в силу заболевания не могут даже отдаленно озаглавить текст, выделить главную мысль или рассказать его суть.
Благодаря аналитическим исследованиям, стало понятно, что у детей с дислексией можно найти следующие проблемы в развитии:
- разделение слов на слоги — то есть ребенок может произнести слова только раздельно, не объединяя их;
- слишком большие паузы между отдельными словами или буквами;
- неумение объяснять смысл отдельных слов или слогов — слишком бедный словарный запас;
- неумение определять логические связи в предложении — как связаны подлежащее и сказуемое, к чему относятся прилагательные;
- во время объяснения смысла рассказа замечается разделение на отдельные слова без связи между ними.
Если говорить о неречевых симптомах, то у дислексиков наблюдается пониженная концентрация внимания, серьезная медлительность при выполнении отдельных задач, слишком плохая память, а также невозможность размышления в абстрактных фигурах. Взрослые встречаются со сложностями в осознании смысла фразеологизма или юморного текста.
Почему вообще появляется такое заболевание?
Современная логопедическая практика крайне заинтересована в исследованиях о причинах дислексии. Именно поэтому, применяя общие практики, можно создать категоризацию причин, действующих либо изолированно, либо вместе друг с другом на разных этапах онтогенеза. По этой причине на сегодняшний день создан следующий список факторов наличия дислексии у детей (или почему ребенок плохо читает):
- Генетика. Если родители сами по себе являются дислексиками, велика вероятность передачи данного заболевания детям — одному или нескольким, в зависимости от генетической связи. По этой причине можно начинать говорить о генетике в дислексии, точнее, о тех наследуемых функциях определенных мозговых областей, которые отвечают за обеспечение целостности процесса чтения и восприятия прочитанного. Ранее можно было прочесть немало работ о, так называемом, «гене дислексии».
- Биология. Одной из основополагающих причин появления заболеваний у взрослых и детей является именно биологическая составляющая. То есть, читая анамнез дислексика, можно заметить строки о наличии перинатальных патологий, различных хронических или соматических заболеваний, которые прошли в раннем возрасте у ребенка. К подобным относятся травмы головы, произведенные по неосторожности.
- Психология. Вплоть до трех лет жизни ребенка нервно-психическая составляющая его развития постепенно формируется, основываясь на внешней среде, в которой исследование должны контролировать родители. Если не давать ему возможность проявления сенсорики, не разговаривать с ним, можно добиться серьезной педагогической запущенности.
Каким образом это развивается?
Было произведено немало исследований, которые смогли доказать, что мозговая система дислексика устроена немного иначе, чем у обычного человека. Как проявляется дислексия? Говоря о болезни дислексии, можно утверждать, что декодирование информации напрямую с переводом в речь происходит со «сбоем». При этом исследователи выделяют следующие виды дислексии, связанные с:
- фонетикой;
- оптикой;
- грамматикой;
- семантикой;
- тактильностью;
- мнемоникой.
Современные логопеды выделяют следующие пять причин возникновения дислексии речи:
- Фонологический дефицит. Данная теория проводит взаимосвязь между изучаемыми фонемами и их воспроизведением в обычной речи как смысловых единиц.
- Недостаток слуховой информации. Из-за того, что ребенку слишком сложно воспринимать отрывистые и слишком быстрые отрезки слогов, может возникнуть дислексия.
- Недостаток зрительной информации. Нарушение восприятия ганглиозных клеток сетчатки, которые воспроизводят зрительную информацию в задние отделы теменной коры, формируют новую теорию возникновения дислексии.
- Дисфункция мозжечка. В первую очередь считается, что именно мозжечок формирует нарушения в моторно-двигательном аппарате, из-за чего возникают дальнейшие проблемы с автоматизацией навыков чтения.
- Двойной дефицит. Объяснение схоже с отсутствием расширенного словарного запаса — ребенку попросту неоткуда брать «архив» образов в своей памяти для представления отдельных символов (цифр, букв) в дислексии.
Однако ядром механизма возникающей дислексии можно назвать проблемы с составлением отдельного слогового и звукового синтеза. То есть формирование нарушений в слиянии звуков в слоги, слогов — в слова, а слов — в предложения.
Как это диагностируется?
Первичная диагностика детей с отклонениями в области дислексии должна производиться школьными логопедами либо нейропсихологами. В дальнейшем формируются рекомендации относительно психологического или неврологического освидетельствований. Если была установлена дислексия как основа проблем с речью, специалистами нашего Центра выявляют:
- Насколько у ребенка развита устная речь. То есть специалист смотрит, насколько большой лексический запас, имеется ли разделение на грамматические категории и дифференцирование по фонематическому признаку при дислексии. Оценивают также и практику звукопроизношения, а также общую слоговую структуру. Семантическая дислексия проявляется в том, что ребенок не состоянии объяснить смысл прочитанного текста, подобрать синонимы к отдельным словам или объяснить происходящее на рисунке.
- В каком состоянии находится письменная речь. Ребенку предлагается небольшой дидактический тест, направленный на изучение букв, чтение отдельных слогов, слов, предложений и текстов. При этом специалист обращает отдельное внимание на умение отвечать на вопросы по тексту, составлять пересказ или целый план прочитанного. Также отдельная оценка ведется по качеству и скорости чтения.
- На каком этапе находится нейропсихологическое развитие. То есть специалисту необходимо оценить зрительную память, слухоречевые способности, а также проверить наличие праксиса. При этом дети, у которых развита семантическая дислексия, показывают наличие нарушений в моторно-двигательной координации, а также неустойчивость внимания.
Говоря о трудностях, которые возникают в случае игнорирования зачатков семантической дислексии, вспоминается практика школьного обучения. То есть в начальной школе ребенок будет неуспевающим по предметам литературного чтения и русского языка, а в дальнейшим — и по остальным предметам из-за неумения координировать внимание на прочитанных условиях, знаках и цифрах. Следующая ступень — неспособные, ленивые и необучаемые подростки.
Как скорректировать развитие семантической дислексии
Основная задача логопедического вмешательства при коррекции дислексии — ввести ребенку навык осмысленного чтения. То есть дальнейшая работа заключается в следующем:
- Формируется слоговой синтез. То есть специалист демонстрирует ребенку слияния отдельных звуков, слогов, которые перерастают в слова и отдельные предложения.
- Расширение лексического словаря. Для того чтобы ребенок мог понимать все предоставляемые ему тексты, необходимо нарабатывать его лексический запас — синонимы, антонимы.
- Улучшение грамматики. То есть ребенок учится видоизменять слово, постепенно запоминая его формы, определяет их роль и взаимосвязь с другими составляющими в предложениях.
- Формирование понимания прочитанного текста. Ребенку предлагается выполнить сопутствующие задания — например, нарисовать картинку или привести пример из жизни, демонстрирующий происходящее.
Дислексия характеризуется использованием узконаправленных упражнений кинезиологического характера, а также нейрогимнастики и пальчиковых игр. Особое внимание необходимо уделять именно зрительному и тактильному восприятию, а также многократному повторению.