Характерные черты ребенка с РАС
Ребенок с данным нарушением отличается своеобразным складом мозговой деятельности и поведением, поэтому так необходима коррекционная работа с аутичными детьми.
Характерные черты при расстройстве аутистического спектра:
- отсутствие желания вступать во взаимную вербальную или невербальную коммуникацию с другими людьми;
- не вступает в зрительный контакт.
- неактивный, нетребовательный, избегает внимания.
- беспричинные агрессивные и яростные порывы.
- присутствуют нарушения речевого аппарата.
Дети с РАС нуждаются в комплексной помощи, которая включает медицинскую, психологическую и педагогическую деятельность. Это обеспечивает мультидисциплинарная бригада профессионалов Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». После осмотра маленького пациента специалистами сразу же составляется план, по которому проходит его реабилитация.
Этапы работы дефектолога
Составление программы реабилитации детей с РАС — одна из самых важных задач для реализации индивидуального подхода к каждому ребенку.
Последовательность работы дефектолога:
- диагностика;
- реализация коррекции на основе развивающих методик;
- постепенная информационная работа;
- подведение итогов, результативный этап.
Диагностика включает в себя следующие мероприятия:
- определение зоны ближайшего развития, уровня актуального развития, выявление резервных возможностей;
- изучение познавательной, речевой сфер, определение личностных особенностей;
- изучение развития социальной сферы, условий жизни и особенностей воспитания в семье;
- определение адаптивных возможностей и уровня социализации;
- выяснение системы контроля уровня и динамики расстройства.
Реализация коррекции включает следующие мероприятия:
- организационный процесс, развивающие занятия в индивидуальной или групповой формах, которые помогут преодолеть нарушения в развитии речи и психики ребенка;
- индивидуальный подход к выбору методического материала и приема коррекции;
- преодоление нестабильного психического состояния, то есть максимальное урегулирование отклонений в поведении и избытка эмоций;
- помощь в развитии коммуникативных навыков в общении со сверстниками.
Чтобы работа дефектолога была более продуктивной, необходимо подкреплять полученные знания поощрением. Любой методический подход должен включать в себя игры, которые окажут помощь детям с расстройством аутистического спектра, создадут комфортную зону для ребенка, разнообразят деятельность с привычными игрушками, помогут на постоянной основе создать эмоциональную связь и сформировать речевые, коммуникативные и социальные навыки.
Информационная работа включает следующие мероприятия:
На данном этапе проводятся беседы с родителями, которых учат правильно вести себя с ребенком с РАС. Рекомендуется на ранней стадии расстройства донести до семьи все возможности развития ребенка с особенностями.
Психологическая помощь семьям может быть оказана следующим образом:
- психологическая консультация по воспитательным и обучающим вопросам;
- лекционные занятия, индивидуальные беседы;
- семинары, основанные на урегулировании правильного режима, отдыха, реакций на агрессивное состояние ребенка.
Самый главный признак успешного проведения реабилитации детей с расстройством аутистического спектра — устойчивый эмоциональный контакт. За счет совместных действий формируется диалог, помогающий широко развернуть процесс игровых методик. На этом этапе расширяется процесс действий в общении и игре, формируется позитивное отношение ко взрослому, что гарантирует развитие эмоционально спокойного поведения.
Дети с РАС могут контролировать свои эмоции, быть более отзывчивыми, выносливыми, активными, общительными. Главное — соблюдать последовательность действий и систематическую работу, которые позволят корректировать процесс как для семьи, так и для ребенка.