Метод Макатон — технология обучения альтернативной коммуникации людей с патологиями в развитии. С помощью этой методики специалисты успешно запускают речь у неговорящих детей и взрослых, имеющих серьезные трудности межличностного взаимодействия, обусловленные психологическими, интеллектуальными, физическими и логопедическими проблемами. Система Макатон облегчает межличностное общение, так как предполагает использование символов, движений. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.
Суть коммуникативной технологии
Фундаментальные принципы методики Макатон идентичны законам жестового интернационального языка. Они ориентированы на устранение языковых барьеров различной природы. Языковая программа Макатон позволяет человеку уверенно себя чувствовать, общаясь с представителями разных культур. Даже если у него есть логопедические дефекты, использование специальных двигательных или графических символов дает ему уверенность в том, что собеседник его правильно поймет.
Программа предназначена и для детей с нарушениями речи, потому что в ней предусмотрена система поступательного развития коммуникативных навыков. Эта система использует комбинацию символов, жестов и речи, что позволяет ребенку эффективно выражать свои мысли и потребности. Каждая иконка обозначает конкретное слово или понятие, что облегчает их запоминание. В результате применения языковой программы Макатон дети становятся более уверенными в себе и начинают активно участвовать в общении.
В нашем Центре пациентам предлагается пройти диагностику у специалиста, который поможет правильно оценить состояние и выявить нарушения. После этого он подберет оптимальный план коррекции.
Применение метода в работе с детьми, имеющими речевые патологии
Система альтернативной коммуникации Макатон применяется специалистами, прошедшими профильную подготовку, для работы с детьми, имеющими тяжелые речевые диагнозы. Эффективность технологии обусловлена тем, что в ней органично сочетаются следующие компоненты:
- графические символы;
- мимика и жесты;
- отдельные слова и короткие фразы.
Методика признана дифференциальной, так как реализуется с учетом индивидуальных особенностей личностного развития. Если дошкольник нечетко произносит какое-то слово, его сопровождают символом. Когда логопеду удастся скорректировать звукопроизношение, вспомогательные изображения и двигательные элементы отменяются, остается только говорение. При тяжелых речевых патологиях специалист обучает маленького пациента использовать жесты и карточки вместо слов.
Методика не имеет возрастных ограничений. Систематические занятия по данной программе позволяют дошкольникам с отклонениями в интеллектуальном, психоречевом или социальном развитии научиться уверенно вступать в контакт не только со сверстниками, но и со взрослыми. После серии занятий дети демонстрируют адекватную реакцию на обращенную речь и способность действовать по инструкции педагога. Это означает, что инновационная программа обучения социальному взаимодействию способствует успешной социализации дошкольника и открывает ему путь к освоению адаптированной школьной программы.
Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.
Команда специалистов нашего Центра постоянно совершенствует свои знания в области нейробиологии и психологии. Мы стремимся быть в курсе последних научных достижений и применять их в своей работе. Регулярные обсуждения новых исследований и обмен опытом между коллегами позволяют нам создать единую базу знаний. Это, в свою очередь, гарантирует оказание качественной и согласованной помощи детям.