Логопедическая ритмика — комплекс коррекционных упражнений, включающий элементы нейрогимнастики. Он направлен на запуск и развитие речи у малышей старше двух лет. В основе метода лежит соединение музыки, слов, движений. Главная цель логоритмики для дошкольников — помочь детям устранить речевые нарушения, развить музыкальный слух, научиться танцевальным элементам. Проводятся такие занятия в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр».
Когда необходима логопедическая ритмика
При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов функционального развития. Обучение логоритмике положительно воздействует на всех детей, находящихся на этапе активного освоения речи. Однако больше всего она полезна тем малышам, которые страдают:
- заиканием либо имеют предрасположенность к его появлению;
- нарушением моторики;
- дизартрией, неправильным произношением некоторых звуков;
- невнятной речью.
Особенно полезна логоритмика для заикающихся детей. Прежде чем начать коррекцию, нужно пройти диагностику у специалиста. Он поставит точный диагноз, подберет наиболее эффективные упражнения.
Особенности терапевтических занятий
Логоритмика — игра на развитие речевой активности и мелкой моторики. В процессе ее длительного применения особенно высокую результативность показали следующие виды деятельности:
- пальчиковая гимнастика — помогает детям развивать мелкую моторику, последовательно выполнять различные движения пальцами в определенном порядке и улучшить их способность к программированию и логическому мышлению;
- музыкально-ритмические игры — помогают развивать не только музыкальное восприятие и ритмичность, но и способность к последовательному мышлению и составлению логических цепочек, создавать свои собственные ритмические последовательности;
- развитие певческих данных, словотворчества — использование музыки и стихотворений помогает детям развивать языковые навыки, творческое мышление и способность к ассоциативному мышлению (например, дети сочиняют песни или рифмы о различных предметах или животных, а затем превращают эти тексты в логоритмические конструкции, чтобы описать, какие шаги нужно предпринять для достижения определенной цели);
- вокально-артикуляционные упражнения — способствуют развитию речевых навыков и моторики рта, анализу и последовательного воспроизведения различных звуковых структур, используя различные интонации и ритмы;
- коммуникативные танцы — с помощью движений иллюстрируется каждый этап процесса и передается информация другим участникам (например, дети исполняют танец, чтобы показать, как построить дом, приготовить пиццу или выполнить другую задачу).
Все эти методы помогут детям лучше понимать последовательность действий и улучшить их способность к программированию и логическому мышлению. Эффект от регулярных упражнений заметен уже спустя несколько месяцев. Выполнять их можно и дома, но только в дополнение к занятиям со специалистами нашего Центра. Они помогут правильно составить план коррекции для конкретного ребенка, при необходимости скорректируют его. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работе мозга.