Как определить нарушение лексико-грамматической структуры предложений
Сроки становления устной речи у разных детей могут отличаться. Активная фаза характерна уже для двухлетнего возраста. При нормальном развитии к трем-четырем годам еще возможны ошибки в построении предложений и незнакомых, новых слов, их употреблении, однако предложения должны быть связными. Позже, особенно в старшем дошкольном или младшем школьном возрастном периоде, лексико-грамматическое недоразвитие речи заметно очень хорошо. Среди его характерных признаков следует отметить:
- пропуск членов предложения;
- неправильный порядок слов;
- неправильные окончания, падежи;
- неправильное употребление количественных числительных и глаголов в прошедшем времени;
- сложные нарушения письма у школьников;
- отсутствие сложноподчиненных конструкций.
Искажения подобного рода могут быть вызваны разными причинами. Это осложненная беременность и родовая травма, общее недоразвитие речи, задержка психического развития, недостаточное внимание со стороны значимых взрослых в первые три года жизни. Общим признаком недоразвития лексико-грамматической стороны речи является ограниченный словарный запас. Подобное расстройство сопутствует общему речевому недоразвитию, алалии, афазии. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» на протяжении долгих лет работы демонстрирует устойчиво положительные результаты при работе с маленькими пациентами, имеющими такое отклонение.
Что можно предпринять для профилактики дефекта
Лексико-грамматическое недоразвитие речи у детей во многих случаях можно предупредить. Тем более, если своевременно обнаружить задержку психического развития, которая может носить и временный характер. Рекомендации для профилактики таковы:
- Правильная беременность и роды. Заблаговременная подготовка к беременности.
- Внимательное наблюдение за детьми в раннем возрасте.
- Богатое общение, чтение, разнообразие занятий — все это развивает мышление.
- Формирование правильного речевого окружения на начальном этапе социализации.
Внимание к ребенку, активное общение с ним всех членов семьи и богатый словарный запас взрослых, присутствующих в его окружении, сведут к минимуму вероятность лексико-грамматического недоразвития речи под влиянием внешних факторов в период физиологического созревания мозга — до трех лет.
В старшем дошкольном возрасте многие логопедические расстройства становятся очевидны, особенно специалисту. Поэтому при малейших сомнениях в правильности развития речи ребенка следует проконсультироваться у квалифицированного логопеда. Опытные специалисты Центра, обладающие обширной практикой в решении проблем логопедического характера, помогут выявить и провести успешную речевую реабилитацию детей любого возраста. Однако следует заметить, что раннее обнаружение отклонения от нормы позволит в разы упростить коррекцию лексико-грамматических нарушений и сократить время работы над устранением проблемы.