Что такое дизорфография, и почему не надо ругать детей за ошибки
Неврологи дают определение дизорфографии как устойчивого расстройства в овладении знаниями и навыками правильного написания слов. Она проявляется большим числом орфографических ошибок, неспособностью заметить в тексте те или иные орфограммы, вычленить закономерности в написании, запомнить и применить правила орфографии.
Исследования дизорфографии показывают, что она может быть как единственным речевым нарушением, так и сопровождаться дислексией, дисграфией, общим недоразвитием речи.
Обычно дизорфография у младших школьников начинает проявляться с переходом к глубокому изучению правописания слов родного языка: во втором и третьем классах. Если вовремя не обратиться с этой проблемой к специалистам, то успеваемость по языку с каждым учебным годом будет становиться все хуже, у ребенка разовьется комплекс неполноценности, он приобретет репутацию безнадежного двоечника, неспособного освоить грамотное письмо.
По каким причинам появляются проблемы с освоением грамоты
Механизмы развития дизорфографии могут быть запущены негативными факторами, воздействующими на головной мозг ребенка в период внутриутробного развития, во время родов и в первые годы жизни. Это могут быть:
- заболевания матери в период беременности;
- прием лекарственных препаратов беременной;
- курение и прием алкоголя беременной;
- асфиксия плода в утробе и при родах;
- родовые травмы;
- инфекционно-воспалительные болезни.
Эти причины дизорфографии вызывают нарушения в развитии участков коры головного мозга, отвечающих за память, концентрацию, речевые функции. В результате к началу изучения орфографии ребенок подходит с не до конца сформированными высшими психическими функциями, из-за чего задача освоения навыков правописания для него становится трудновыполнимой.
При диагностике дизорфографии важно отличить случаи, когда трудности с правильным написанием слов обусловлены не нарушениями в функционировании высших отделов центральной нервной системы, а частыми пропусками занятий, отсутствием контроля над выполнением домашних заданий со стороны взрослых и другими внешними причинами. В таких случаях ученики допускают такие же ошибки, как при дизорфографии, однако когда начинают больше внимания уделять изучению правил и выполнению упражнений, то их грамотность быстро улучшается. При дизорфографии же нарушения в освоении грамотного письма являются стойкими, и для их коррекции необходима длительная работа с нейропсихологом и логопедом.
Формы и разновидности патологии
Это речевое расстройство классифицируется по двум критериям: степени проявления и разделу грамматики, в изучении которого возникают трудности. Классификация дизорфографии по уровню выраженности включает три степени:
- Легкую, при которой в письменных работах встречаются орфографические ошибки в 15–20% слов.
- Среднюю, при которой количество ошибок достигает 20–30%.
- Тяжелую — ученик ошибается в 30–50% слов.
По разделу грамматики, вызывающему трудности, различают три вида дизорфографии: морфологическую, касающуюся орфографии, синтаксическую, при которой возникают трудности с расстановкой знаков препинания и смешанную, при которой ученику не даются ни орфография, ни синтаксис. Как показывают статистические данные, смешанный тип встречается чаще всего.
Симптоматика, или как отличить «дизорфографика» от нерадивого ученика
Основным проявлением дизорфографии является хроническая неуспеваемость по родному языку. Чем дольше длится обучение, тем больше ошибок совершает ученик, поскольку объем неусвоенных правил орфографии и синтаксиса с каждым годом накапливается, к тому же появляются более сложные виды заданий, такие как изложения, сочинения. Даже если ребенок заучивает правила наизусть, он не может ими воспользоваться, так как не способен выделить в тексте орфограммы, к которым нужно применять эти правила, испытывает трудности с подбором проверочных слов.
Симптоматика дизорфографии также включает в себя сложности с морфологическим разбором слов и синтаксическим разбором предложений. Ученик не может выделить такие составляющие слов, как корень, приставка, суффикс, не видит главные и второстепенные члены предложений, из-за чего ошибается в согласовании окончаний по числу, роду, падежу.
Яркие проявления дизорфографии — неправильное употребление «-ться» и «-тся» в глаголах, ошибки в написании проверяемых безударных гласных, двойных согласных, слитное написание слов с предлогами и раздельное — с приставками, нелогичная расстановка знаков препинания в предложениях и множество других ошибок, постоянно повторяющихся из года в год.
Отличительным признаком этого расстройства является его устойчивость. В отличие от случаев педагогической запущенности, оно не исчезает, даже если уделять занятиям много времени. Изучение грамматики при дизорфографии с преподавателем не дает положительных результатов. Единственная возможность улучшить ситуацию — это помощь специалистов по речевой неврологии.
Как осуществляется диагностика в нашем Центре
Перед тем как сделать заключение о дизорфографии у ребенка, специалисты нашего Центра проводят комплексное диагностическое обследование, включающее в себя безаппаратные и аппаратные методы. Начинается обследование с просмотра школьных тетрадей и анализа допущенных ошибок. Затем юного пациента подвергают многоэтапному тестированию, позволяющему выяснить симптоматику и механизмы речевого расстройства. С целью определения степени выраженности и характеристик дизорфографии, а также наличия других речевых нарушений специалист исследует устную и письменную речь, знание грамматических правил и умение их применять.
Методика выявления дизорфографии включает в себя различные задания: ответы на вопросы по прослушанным текстам и картинкам, написание изложений и сочинений. Тестовые задания позволяют оценить:
- уровень развития импрессивной речи — способности понимать услышанное и прочитанное;
- развитие экспрессивной речи — способность вербально выражать свои мысли;
- зрительную и речеслуховую память;
- владение грамматическими нормами;
- особенности ручной моторики;
- словарный запас.
Также специалист собирает анамнез у матери, расспрашивает, как протекала беременность и роды, имелись ли травмы ребенка во время родов, выясняет данные о раннем речевом развитии, о речевых нарушениях у родителей и ближайших родственников. Для установления причины речевого расстройства могут быть назначены такие аппаратные методы диагностики, как электроэнцефалограмма головного мозга, ультразвуковое дуплексное сканирование.
При диагностике важно дифференцировать дизорфографию от дисграфии, а также от отставания в учебе по причине недостаточности занятий из-за частых болезней, педагогической запущенности.
Методы коррекции дизорфографии, применяемые в «НейроСпектр»
После установления диагноза каждому пациенту назначается наиболее эффективные в его случае методики коррекции дизорфографии, включающие индивидуальные и групповые занятия с логопедом и нейропсихологом. Занятия проводятся в игровой форме, применяется система поощрений, что стимулирует детей к освоению грамматических норм, делает процесс развития речевых навыков и обучения орфографии и синтаксису интересным и увлекательным.
Помимо занятий по специальным методикам, маленьким пациентам назначаются курсы приема витаминно-минеральных комплексов и биологически активных добавок, благотворно влияющих на функционирование высших отделов центральной нервной системы. С этой же целью может быть назначен массаж, лечебная физкультура, мануальная терапия и рефлексотерапия. Большим преимуществом нашей клиники является использование в лечении речевых расстройств транскраниальной магнитной стимуляции — современного аппаратного метода, показавшего высокую эффективность в мировой практике. Методика заключается в мягком стимулирующем воздействии слабого магнитного поля на целевые зоны коры головного мозга. Наши специалисты прошли обучение транскраниальной магнитной стимуляции за рубежом и имеют официальное разрешение на применение этого метода.
Большое внимание уделяется обучению родителей правилам домашней работы с детьми, ведь упражнения при дизорфографии должны выполняться не только на занятиях с логопедом и нейропсихологом, но и дома. Это значительно ускорит появление положительных результатов коррекционной работы.
В результате прохождения коррекции речевых нарушений в нашем центре дети начинают осознанно относиться к применению правил грамматики, замечать орфограммы, которые раньше проходили мимо их внимания. Количество допущенных ошибок постепенно снижается, обогащается словарный запас, улучшаются речь и успеваемость по родному языку, возрастает уверенность в себе.
Меры профилактики «врожденной безграмотности»
Меры профилактики дизорфографии должны приниматься еще до рождения ребенка. К ним относится здоровый образ жизни во время беременности: полноценное питание, соблюдение режима сна, отказ от курения, приема алкоголя, запрещенных лекарственных препаратов, снижение риска инфекционных заболеваний. Также нужно позаботиться о гармоничном развитии малыша в раннем возрасте, укреплять его иммунитет, дольше сохранять грудное вскармливание. Если избежать этого расстройства у ребенка все же не удалось, необходимо своевременно обратиться к грамотным специалистам по коррекции речевых нарушений, таким, как нейропсихологи и логопеды нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр».