Распространенная проблема у первоклассников — неразборчивый почерк. Ошибочно полагать, что причина этого кроется в лени и слабой заинтересованности ребенка учебной деятельностью. Неровное письмо, пропуски отдельных букв и их зеркальное начертание — это следствие дисграфии, для коррекции которой нужны специальные упражнения. Определением направлений коррекции дисграфии занимается логопед после комплексной диагностики. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.
Почему у школьников появляются стойкие однотипные нарушения письма
Нарушения письма часто сопряжены с нарушениями чтения. Дислексия и дисграфия у детей возникают из-за патологий в деятельности нервной системы и органических поражений головного мозга, требующих комплексного изучения и коррекции. Трудности с написанием слов и предложений у детей при подобных диагнозах не связаны с грамотностью. Ребенок с органическими дефектами нервной системы, даже хорошо знающий правила русского языка, если у него дисграфия, при письме допускает синтаксические, грамматические и фонетические ошибки.
Как распознать дисграфию
Расстройства письма, обусловленные органическими причинами, проявляются в виде замены похожих букв в тексте, искажением слоговой структуры слов и грамматических конструкций. Школьники с таким диагнозом пишут медленно, сила нажима и наклон букв у них постоянно меняются, а строчки получаются неровными.
Некоторые разновидности дисграфии сопровождаются гиперактивностью, речевым недоразвитием, слабым произвольным вниманием, низкой работоспособностью, плохой памятью. При обнаружении любого из приведенных симптомов у малыша необходимо обратиться за профессиональной медицинской помощью. Диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.
Современные подходы к диагностике патологии
Дисграфия нуждается в дефектологической коррекции, так как нарушения письма у первоклассников не исчезнут без систематических занятий со специалистом.
Первый этап лечение — диагностика. Логопед-дефектолог собирает анамнез, изучая особенности внутриутробного развития, родов, перенесенных заболеваний. С опорой на заключения врачей дефектолог определяет неврологический статус маленького пациента. Для выявления причин нарушений письма используются инструментальные методы: МРТ и электроэнцефалография.
Для разработки индивидуального маршрута коррекции дисграфии специалисты используют метод анализа рукописных текстов, который позволяет им выявить типичные ошибки у детей.
Лечение и профилактика проблем с письмом
Успех коррекционно-развивающей работы, направленной на устранение трудностей школьника при чтении и письме, зависит от заинтересованности в этом процессе самого ребенка и его родителей. Задача взрослых — создать у ученика мотивацию на преодоление трудностей и плодотворную работу с логопедом. Коррекция и профилактика дисграфии предполагают решение следующих задач:
- развитие активного словаря и коммуникативных умений школьника;
- совершенствование фонематического восприятия и навыков дифференциации похожих звуков;
- закрепление лексико-грамматических основ русского языка в игровой форме;
- тренировка графомоторных навыков.
Тяжелые формы дисграфии требуют дополнительно медикаментозной курсовой терапии, направленной на стимулирование определенных отделов головного мозга. Эксперты рекомендуют начинать профилактику и коррекцию проявлений дисграфии в старшем дошкольном возрасте, чтобы подготовить ребенка к поступлению в первый класс.
Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.