Причины
Внутриутробные инфекции передаются от зараженной матери и поражают нервную систему плода через плаценту, редко во время его прохождения по родовым путям.
К таким инфекциям относятся: простой герпес, хламидиоз, респираторные вирусные инфекции, ветряная оспа и др.
В неонатальном периоде, т.е. после рождения, у ребенка часто могут возникать инфекционные заболевания из-за несформированности защитных функций организма. Распространенные инфекции в этом периоде: омфалит, пупочный сепсис, ОРВИ, пневмония и др.
Последствия
При инфекционных поражениях нервной системы не страдают структуры головного мозга, но последствия заболеваний могут оказывать влияние на созревание и развитие высшей нервной деятельности.
Возможные психоневрологические отклонения после перенесенной при рождении инфекции:
- снижение умственной работоспособности;
- нарушение работы анализаторных систем (зрения, слуха);
- задержка речевого и моторного развития;
- вегетативные нарушения;
- гиперактивность;
- расстройства поведения и социализации.
Диагностика и лечение
Как только родители заметили у ребенка признаки психоневрологического отклонения, необходимо немедленно обратиться к невропатологу за диагностикой и в кратчайшие сроки начать коррекцию.
Для определения механизма повреждения ЦНС (центральной нервной системы) необходимо сообщить врачу неврологу на консультации тип возбудителя и тяжесть перенесенного заболевания в перинатальном периоде.
В лечебной диагностике последствий перинатальных повреждений используется несколько методов:
- ЭЭГ (оценивает электрическую активность мозга в ответ на конкретный раздражитель);
- КТ, МРТ (визуализация структурных изменений тканей мозга).
При лечении выявленных последствий используется комплексная терапия, в нее входит: лекарственные препараты (ноотропы и витамины), массаж, иглорефлексотерапия, коррекционные мероприятия с педагогами и логопедами, остеопатия, транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), направленная на запуск моторных зон коры головного мозга.
Рекомендованы занятия с психологом, направленные на восстановление социальной адаптации ребенка.