Что провоцирует проблему
Главные причины функциональной дислалии у детей это:
- частые или тяжелые болезни, особенно в период, когда активно формируется речь;
- нарушения развития психики и речи, частичные расстройства фонематического восприятия;
- социальные факторы: изоляция, неправильная речь у значимых взрослых (как дефекты, так и ошибки воспитания, когда родственники в разговорах с детьми коверкают слова, подражая произношению малыша);
- двуязычная семья.
Функциональная дислалия у ребенка-билингвы — сложный для диагностики случай, требующий индивидуального подхода. Это может быть преходящее нарушение, но под маской двуязычия могут скрываться и серьезные проблемы. Поэтому детей, которые воспитываются в многоязычных семьях, рекомендуется обследовать только у опытных специалистов в области логопедии.
Такая разная дислалия
Функциональная дислалия имеет 3 вида, или формы, которые необходимо определить перед лечением:
1) акустико-фонематический — малыш не различает все или некоторые фонемы на слух, при разговоре заменяет нужные фонемы на близкие, и это затрудняет восприятие его речи;
2) артикуляторно-фонематический — пациент либо не умеет правильно произносить нужные звуки и заменяет их простыми, либо, умея произносить все звуки, часто неправильно выбирает их;
3) артикуляторно-фонетический — ребенок неправильно ставит губы и язык, поэтому звук получается не таким, как нужно, и хотя это почти не мешает понимать речь пациента, коррекция необходима.
От формы нарушения зависят задачи, которые ребенку и его родителям предстоит решить под руководством логопеда. Для составления индивидуального лечения необходимо установить еще несколько характеристик состояния: простое (нарушено 1–4 звука) или сложное (более 4), мономорфное (все нарушения лежат в пределах одной группы) или полиморфное (задето несколько групп). Для завершения диагностики нужно перечислить, какие именно звуки нуждаются в коррекции. Если ребенок неверно произносит [р], это ротацизм. [С] и другие свистящие, а также шипящие и аффрикаты ([ц], [ч]) — сигматизм. [Л] — лямбдаизм и другие дефекты, название которых образуется из названия греческого аналога страдающей буквы и суффикса -изм.
Как лечат речь
Посещать логопеда рекомендуется не менее 3-х раз в неделю. Дополнительно к этому как минимум дважды в день нужно заниматься дома — по 5–15 минут. И конечно, важно, чтобы ребенок слышал вокруг как можно больше правильной речи.
Для того чтобы коррекция была как можно более успешной, важно быть откровенными с логопедом. Если в семье у кого-то есть (или был в детстве) дефект речи, обязательно скажите об этом. Если вы знаете, кому подражает малыш, неправильно разговаривая, тоже не стоит молчать. Специалисты нашего Центра помогут справиться с дефектом речи, взрослым дадут совет: с малышом необходимо разговаривать как можно более правильно.