Эрготерапия — междисциплинарная методика, в которой используются новейшие методики и знания из различных дисциплин, включая медицину, физиотерапию, психологию и педагогику. Реабилитация предполагает упражнения, направленные на восстановление координации и мелкой моторики. Реабилитационные программы в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей ребенка и стоящих перед ним задач. При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов функционального развития.
Особенности методики и ее этапы
Эрготерапия — это профессиональная область медицины, которая широко используется в центрах медицинской реабилитации и в которой применяются специальные методы и техники, чтобы помочь детям с разнообразными нарушениями функций и деятельности. Метод оказывает положительное влияние на различные аспекты развития ребенка, включая физическое, психологическое состояние и социальное поведение. Эрготерапия базируется на принципах физической терапии, психотерапии и других методов реабилитации и нацелена на развитие навыков, необходимых для выполнения различных видов деятельности, таких как движение, игра, самообслуживание и общение.
Диагностика у специалиста, такого как эрготерапевта, проходит в начале терапевтического процесса. Консультации и наблюдения позволяют точно определить проблемные области и разработать индивидуальный план лечения.
Процесс эрготерапии обычно состоит из следующих этапов:
- Оценка. Начальный этап, на котором эрготерапевт оценивает потребности и возможности маленького пациента — проводятся беседы с ним и его семьей, анализируются медицинская и психологическая истории, выявляются области, в которых ребенок нуждается в помощи, а также то, какие задачи и активности помогут ему достичь определенных целей.
- Планирование. Разрабатывается и составляется индивидуальный план реабилитационной деятельности, назначаются конкретные ресурсы и/или специальные материалы.
- Реализация. Старт работы — индивидуальная сессия, групповая работа или занятия по восстановлению навыков самообслуживания.
- Оценка прогресса. Помогает определить, насколько эффективны выбранные активности, и определить необходимость корректировки плана, а малышу — увидеть свои достижения и сохранить мотивацию.
- Заключение. Ребенок достиг определенного уровня независимости или функциональности, процесс эрготерапии завершается.
На заключительном этапе врач-эрготерапевт дает рекомендации родителям по дальнейшей поддержке, ребенку — по самостоятельной работе над достигнутыми результатами.
Какие методы используются, и есть ли противопоказания
Методы реабилитации в эрготерапии довольно разнообразны и подбираются специалистами нашего Центра в зависимости от индивидуальных потребностей детей. Они включают в себя различные упражнения и игры, которые помогают развивать моторику, координацию движений, способность к самостоятельности и концентрации внимания.
Примеры упражнений, проводимых в ходе эрготерапии, включают различные виды двигательных активностей: бег, прыжки, балансирование, а также разные специальные игрушки и материалы, рисование и раскрашивание, моделирование (занятия с песком и пластилином) и складывание, музыкальные игры.
Между тем эрготерапия подразумевает некоторые противопоказания. Например, если у ребенка имеются острые заболевания или патологические состояния, проведение некоторых видов упражнений недопустимо. Поэтому перед началом программы необходимо провести тщательное медицинское обследование. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работе мозга.