Конечно бывает так, что причина невозможности обучения чтению кроется в другом. Например, ребенок педагогически запущен, или отстает в развитии, или у него нарушено зрение. Надо до конца выяснить причину. Но дислексия — это особенные трудности, не связанные с педагогической запущенностью ребенка или иными болезнями.
Как классифицировать и распознать симптомы дислексии
При дислексии мозг пациента недостаточно сформирован, поэтому функционирует не всегда правильно. Когда ребенок читает, в его мозге активизируются некоторые отделы. В этих отделах происходит процесс получения и обработки информации: анализируются звуки и буквы, анализируется произношение, задействуется оптико-пространственное восприятие и способность мозга фиксировать, запоминать и воспроизводить.
Существует несколько типов дислексии. Если нарушения были в теменно-височно-затылочных отделах коры, в левом полушарии головного мозга, то у правши наблюдаются следующие виды дислексии:
- оптико-литеральная дислексия (нарушение распознавания букв, которые зрительно имеют определенные признаки);
- оптико-вербальная дислексия (схватывание или угадывание при чтении только части слова);
- оптико-мнестическая дислексия (ребенку трудно называть буквы, хотя копирует их он правильно и узнает на слух тоже).
Если плохо сформированы теменные отделы коры, то возникает афферентная дислексия (ребенку трудно произносить при чтении). Если плохо функционируют задние лобные отделы — это эфферентная дислексия (ребенку трудно переключать внутри слова, он пропускает слоги или части слов).
Если плохо сформированы передние височные отделы левого полушария у правши, то возникает сенсорная дислексия. При таком заболевании ребенку трудно анализировать буквы по тому, как они звучат, он ошибается в чтении букв по акустическим признакам.
Кроме вышеперечисленных бывают еще семантическая и аграмматическая виды дислексии. При этом типе дислексии ребенку трудно читать окончания слов и понимать прочитанные фразы в тексте.
Как диагностировать и лечить заболевание
Существуют общие трудности для всех видов дислексий:
- ребенку трудно читать слова, слоги и буквы;
- ребенок пытается угадать при чтении, а не прочитать;
- ребенок не понимает прочитанного текста.
Очевидно, что механизмы патологии разные, поэтому нужен очень точный диагноз, чтобы максимально скорректировать анамнестические данные. Нужно обязательно проконсультироваться со специалистом — неврологом и использовать методы аппаратной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ).
Основной метод включает в себя лечебные занятия с логопедом, преподавателем при наблюдении ребенка у нейропсихолога. Кроме того, при лечении дислексии может использоваться метод воздействия на кору головного мозга слабым электромагнитным полем. Этот метод сглаживает основные симптомы синдрома. Помогает ребенку также рефлексотерапия, массаж, остеопатическое лечение.