Причины заболевания
Главными причинами возникновения и развития болезни являются органическая и функциональная. Органическая дислалия развивается из—за наличия особенностей в строении речевого аппарата, к которым относят, например, короткую уздечку языка, ограниченную подвижность языка и губ по физиологическим причинам, особенности в строении верхнего неба. Ее лечение требует правильной постановки диагноза и последующего устранения причин искаженного произношения звуков или постановку произношения с учетом имеющихся у ребенка особенностей физиологического характера.
Корни функциональной дислалии преимущественно социальные. К ним следует отнести педагогическую запущенность ребенка, когда его близкие родственники и окружение не исправляют допускаемых им в произношении ошибок, а также многоязычную окружающую среду, для которой характерны различные системы произношения звуков. К тому же дети всегда подражают взрослым, и если родители допускают ошибки в произношении, то и их дети стремятся говорить также. Кроме того, причиной функциональной дислалии может стать общее ослабление детского организма, вызванное продолжительной болезнью. Дислалия, возникшая по функциональным причинам, почти всегда проходит самостоятельно, без участия логопеда.
Классификация
С симптоматической точки зрения данная патология разделяется на две группы: мономорфную (нарушения, связанные с неправильным произношением одного звука или группы звуков) и полиморфную (нарушения, связанные с неправильным произношением нескольких звуков из различных групп либо нескольких групп звуков одновременно).
При обозначениях данных нарушений специалистами применяются такие термины как:
- стигматизм — искаженное произношение шипящих (т.е. «шепелявость»);
- ламбдацизм — искаженное произношение звука «л»;
- ротацизм — искаженное произношение «р»;
- йотацизм — искаженное произношение «й»;
- гаммацизм — искаженное произношение «г»;
- каппацизм — искаженное произношение «к»;
- хитизм — искаженное произношение «х».
Диагностика
Дислалия является самостоятельным нарушением речи и касается лишь произношения звуков. Описываемая патология никогда не выступает частью других, более серьезных речевых расстройств, она не является одной из частей более сложного диагноза, к примеру, дизартрии или алалии. Однако, используемые для ее лечения методы не всегда приносят эффект при наличии у ребенка системных нарушений речи, при том что методы терапии, применяемые при лечении алалии и ОНР для преодоления дислалии зачастую не требуются. Таким образом, только правильно поставленный диагноз поможет выстроить эффективный план по преодолению данного нарушения. На начальном этапе будет достаточно лишь занятий с логопедом, но если специалист начнет подозревать у пациента более сложные нарушения речи, то родителям следует незамедлительно отправиться на прием к речевому неврологу.
Лечение
За постановку правильного произношения звуков у детей, страдающих дислалией, отвечает логопед. Немалая роль в преодолении патологии отведена и родителям, поскольку эффект от занятий с логопедом прямо зависим от правильного и регулярного выполнения ребенком домашних заданий, ведь даже научившись правильно произносить звуки дети должны будут постоянно закреплять полученное умение, доводя его до автоматизма. Как правило, на автоматизацию произношения уходит примерно три недели.
При выставлении ребенку диагноза «механическая дислалия» иногда требуются консультации узких специалистов (челюстно-лицевых хирургов и стоматологов). Если у ребенка отмечаются проблемы с памятью и вниманием, то к лечению необходимо подключить нейропсихолога.