Дисграфия — сложное логопедическое нарушение, которое проявляется повторяющимися типичными ошибками в письме. Это расстройство не зависит от знания правил русского языка и обусловлено недостаточным развитием высших психических функций, отвечающих за качество письма. При наличии подобной проблемы ребенку чрезвычайно трудно овладеть грамотным письмом к моменту поступления в школу либо в первом классе. Если отсутствует коррекция дисграфии, у большинства младших школьников сильно снижается успешность обучения, возникают сложности коммуникации с окружающими. В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» мы проводим комплексную работу по восстановлению функций мозга у детей. Наши специалисты, врачи и эксперты по функциональному развитию применяют различные активизирующие методики, чтобы помочь ребенку в различных аспектах его развития.
Основные виды
В зависимости от тяжести расстройства анализаторов и ключевых психических функций, уровня несформированности письменных умений логопеды выделяют несколько видов дисграфии:
- оптическая — определяется недоразвитием пространственных и визуальных представлений;
- акустическая — характеризуется заменой звуков на похожие;
- аграмматическая — выражается некорректным согласованием словосочетаний по родам и падежам;
- дисграфия, возникшая вследствие нарушения синтеза и анализа языка;
- артикулярно-акустическая — неправильное звукопроизношение (замена и пропуск звуков) отображается на письме.
Своевременное обращение к логопеду-дефектологу поможет предотвратить нарушение развития письма у ребенка. Диагностика дисграфии у детей дошкольного и школьного возраста требует анализа их письменных работ и логопедического обследования с обязательным применением специальной методики. Анализ письменных работ включает оценку орфографических, каллиграфических и структурных особенностей, а также скорости письма. Логопедическое обследование проходит в несколько этапов: оценка разговорной речи и письменной речи. Применяются специальные тесты и методики для оценки различных аспектов развития письма. На основании полученных данных ставится диагноз Дисграфия и определяется ее вид.
Ранняя диагностика дисграфии и комплексный подход к ее лечению имеют огромное значение для успешного обучения ребенка. Методы и приемы лечения подбираются индивидуально для каждого ребенка. Наши врачи и педагоги с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции.
Коррекция и профилактика
После завершения диагностики и выявления нарушений логопед-дефектолог выбирает оптимальную методику занятий с ребенком. Общий подход к успешной коррекции дисграфии основан на решении задач:
- устранение ошибок произношения и формирования звуков;
- улучшение мышления, мелкой моторики, памяти;
- расширение грамматического строя предложений;
- совершенствование аналитико-синтетических умений.
При необходимости специалист назначает лекарственные средства, физиотерапию. Ускорить положительный эффект при лечении дисграфии помогают письменные упражнения, увлекательные занятия творчеством.
Для профилактики появления дисграфии родителям необходимо начинать развивать своих детей с малых лет: часто разговаривать с ними, вместе петь, играть, рисовать, читать вслух. Настойчивое выполнение полезных упражнений, соблюдение врачебных предписаний позволяет детям вскоре овладеть грамотным письмом.
Важно развивать мелкую моторику через лепку, конструирование, рисование и рукоделие, укрепляя таким образом память рук и улучшая координацию. Нужно поддерживать интерес к чтению и письму, регулярно читая вслух и прося пересказывать прочитанное. Все это станет надежным шагом к профилактике дисграфии.
Благодаря своевременному применению методик, активизирующих работу мозга, и глубокому пониманию специалистами нашего Центра всех процессов, которые привели к нарушениям в развитии центральной нервной системы ребенка, нам удалось разработать эффективный алгоритм воздействия, направленный на восстановление нормальной работы мозга.
В своей работе наши специалисты применяют уникальный комплексный подход к реабилитации детей с нарушениями центральной нервной системы. Этот подход включает несколько взаимодополняющих методик: нейропсихологическую коррекцию, сенсорную интеграцию, логопедическую коррекцию, физиотерапию, психологическую поддержку и оздоровительные процедуры. Все методики используются в рамках индивидуально разработанного алгоритма, что позволяет достичь значительного прогресса в реабилитации.