Дисфемия — это расстройство речевого развития, которое сопровождается некоторыми изменениями в выражении слов и звуков. Причины разнообразны и включают факторы биологического (генетического), психологического (нейрогенного) и социокультурного характера. Часто заикание у детей наблюдается в возрасте двух — пяти лет. Это время приходится на период наиболее активного развития фразовой речи. Для устранения заикания у ребенка потребуется участие специалистов профильных направлений. Диагностика нарушения подразумевает проведение комплексной оценки речи и коммуникативных навыков ребенка. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» оказывает помощь в реабилитации речевых нарушений.
Что такое дисфемия
Расстройство речевого развития, которое сопровождается непроизвольным повторением слов и звуков называется дисфемией. Это нарушение часто вызывает плохая идеомоторная мозговая координация. Дисфемия, также известная как речевой дисфункциональный синдром или многоплощадочное неврозное словоупотребление, является расстройством, характеризующимся нарушениями речи и затруднениями в правильном и связном выражении мыслей.
Наиболее распространенные типы дисфемии:
- Тональная. Речь прерывается спазмами, лицо напрягается, отсутствует полный контроль над движениями челюсти.
- Клональная. Это генетическое состояние, которое сопровождается повторением слов перед началом произношения предложения или при его продолжении.
- Смешанная. Наиболее распространенный тип заикания, который сочетает в себе тональную и клональную дисфемию.
Появление заикания у ребенка способствует развитию социальной тревоги, неуверенности, сопровождается спазматическими паузами, которые препятствуют нормальной беглости речи. Диагностика у специалиста позволяет определить причины нарушения и подобрать правильное лечение.
Симптомы
В большинстве случаев нарушения проявляются в первые годы жизни и обычно совпадают с появлением разговорной речи. Начальная стадия обычно развивается в возрасте трех лет, хотя этот период часто сопровождается нормальными трудностями с артикуляцией языка. С пятилетнего возраста возникают нарушения с эпизодами заикания. Если после пяти лет заикание у детей школьного возраста не проходит, нарушение считается постоянной дисфемией. Для исправления заикания у детей необходимо своевременно распознать характерные признаки.
Характерными симптомами заболевания являются: многократное повторение звуков, слогов или слов, растягивание звуков, паузы при произношении слова, непонятная и прерывистая речь. Эти признаки не всегда проявляются с одинаковой интенсивностью: стрессовые ситуации усугубляют проблему, но когда человек чувствует себя уверенно и спокойно, симптомы проявляются меньше.
Признаки заикания у ребенка:
- для лингвистических проявлений характерно произношение неполных предложений, дезорганизация между мыслями и словами, несогласованная речь, словесные сигналы, избыточный язык, синтаксические изменения;
- поведенческие проявления сопровождаются беспокойством, неуверенностью при общении с другими людьми, временным торможением, боязнью речи;
- телесные проявления: нервный тик, психогальванические реакции, спазмы, гипертония, судороги.
Признаки заикания появляются у детей дошкольного возраста. Именно тогда происходит интенсивное формирование координированной системы речевых движений и мышления. В этот период речь — наиболее уязвимая и ранимая область высшей нервной деятельности.
Поскольку у детей отсутствуют прочные тормозные реакции, они обычно легко возбуждаются, а поведение сопровождается бурными эмоциональными и двигательными проявлениями. Даже незначительные нарушения в функционировании нервной системы способны отразиться на речевой функции. Наибольшее число детей с дисфемией встречается в первых классах школ. Начало обучения способствует обострению нарушений речи, которые ранее были незаметны.
Почему возникает заикание
Главная причина заикания у детей — повышенная активность отдельных центров головного мозга. Причем нарушение у мальчиков наблюдается примерно в три раза чаще, чем у девочек. Специалисты связывают это с лучшим врожденным развитием двигательных центров левого полушария мозга у женщин.
У воспитанников обычных детских садов и школ нарушения речи возникают намного реже, чем у детей, которые находятся в детских домах, школах-интернатах. Причина заключается в раннем отрыве от родителей.
Длительное состояние напряжения может рассматриваться как одна из причин проблем с речью. Негативное влияние на работу речевого аппарата оказывают конфликты или напряженная обстановка в семье. Нарушения речи у матери, отца, близких родственников нередко становятся причиной развития дисфемии у детей.
Диагностические процедуры
Диагностика дисфемии включает в себя анализ психологического, медицинского и педагогического аспектов. Психологическое тестирование, куда входит оценка интеллектуальных способностей ребенка, помогает исключить другие возможные причины задержки речевого развития. Медицинский осмотр и консультация специалиста по речевому развитию способствуют выявлению любых органических причин или других расстройств, которые влияют на развитие речи малыша. Помимо этого, педагогическое наблюдение и анализ речевых проявлений ребенка в различных ситуациях способны определить и эффективно оценить характер дисфемии.
Коррекционные мероприятия
При наличии симптомов заболевания необходимо как можно быстрее обратиться за помощью в профильные учреждения. Специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» разрабатывают индивидуальный план лечения заикания у детей.
Коррекция дисфемии основана на комплексном подходе и зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Как правило, речевая терапия предусматривает различные методы, направленные на развитие коммуникативных навыков, фонетическую коррекцию, расширение словарного запаса, тренировку правильного грамматического строя предложений и улучшение артикуляции. Программа по коррекции детей с заиканием обычно включает: логопедическое обследование, психологическую терапию, расслабление мышц, голосовой контроль, коррекцию произношения. Подход должен быть индивидуальным и адаптированным к потребностям каждого ребенка с учетом его возраста, уровня развития и особенностей.
Врач при заикании ребенка в первую очередь выполняет диагностику, которая позволяет узнать историю развития пациента (проблемы во время беременности матери, обстановка в семье, стрессовые факторы) и определить возможные причины нарушения.
Помощь детям с симптомами заикания требует комплексного подхода, который позволяет определить причины заболевания, его вид, степень, стадию развития.
Чем раньше начнется лечение, тем больше шансов полностью устранить проблемы с речью. Пациент должен научиться противостоять стрессовым ситуациям, страху и негативным установкам.
Дети с дисфемией должны получать внимание, поддержку и понимание со стороны близкого окружения. Профилактика нарушений речевого развития включает подготовку к беременности, создание благоприятной атмосферы в семье, сбалансированное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, физические нагрузки, своевременное лечение возникающих заболеваний.
Проблемы с речью не стоит игнорировать, они самостоятельно не проходят. Родители должны обратиться к специалисту при возникновении малейших подозрений на наличие речевых проблем и выполнять рекомендации врача. Только в этом случае проблему можно устранить. Сотрудничество родителей и регулярные занятия с речевым терапевтом являются важными компонентами успешной коррекции дисфемии.