Синдром Аспергера — расстройство аутистического спектра (РАС). Проявляется у детей затруднениями как в социальном взаимодействии, так и в ограниченном, специфическом и шаблонном круге интересов, которые и отличают их от сверстников. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» диагностика проводится в рамках клинического, психиатрического и неврологического обследования, в лечении преимущественно применяются немедикаментозные методы.
Как проводится диагностика
Специфические симптомы синдрома Аспергера у детей диагностируются уже в возрасте 1,5–2 лет, но в подавляющем большинстве — в возрасте 4–5 лет. К наиболее распространенным симптомам относятся:
- неспособность установить и поддерживать зрительный контакт;
- повышенная сенсорная чувствительность (например, боль при ощущении запахов, вкусов, прикосновений и звуков);
- вербальные и невербальные навыки общения ниже среднего;
- речь в грамматическом отношении правильная, но характеризующаяся ускоренным или, напротив, замедленным темпом;
- приверженность определенным видам деятельности (просмотр одной программы по телевизору или игры с одними и теми же игрушками);
- затруднения в изображении кого-то другого при участии в детских коллективных играх.
Все эти симптомы могут распознать родители и учителя, но диагностировать их может только детский психиатр. Для диагностики специалисты нашего Центра используют разработанные специально для детей нейропсихологические тесты на синдром Аспергера, анкеты, наблюдение.
Основные терапевтические методы
Как и в случае с лечением аутизма, коррекция синдрома Аспергера нацелена на облегчение симптомов, которые снижают качество жизни, и повышение навыков социального функционирования. Лекарства в основном используются только в лечении конкретных симптомов (таких, как повышенная тревожность, нервозность, агрессивность, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и т. п.).
Немедикаментозные методы лечения синдрома Аспергера у детей включают в себя:
- обучение социальным навыкам (укрепляют опыт социального взаимодействия);
- занятия под руководством логопеда (развивают навыки общения);
- когнитивно-поведенческую терапию (прививает навыки управления стрессом, связанным со страхами и эмоциональными вспышками);
- физические упражнения (улучшают сенсорику и координацию движений).
Отмечается, что социальные и коммуникативные трудности могут сохраняться у детей с синдромом Аспергера, но во взрослом возрасте становятся менее очевидными. Большинство таких людей добиваются убедительных успехов в определенных профессиях, благополучно состоят в браке и воспитывают детей, становятся полноценными членами общества.