Современной программой коррекции негативных форм поведения является АВА-терапия. Методика основывается на комплексном анализе влияния на поведение и деятельность маленького пациента различных факторов внешнего мира. Как показывает практика, данный метод особенно эффективен в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Занятия с элементами АВА-терапии для детей в Москве проводят квалифицированные дефектологи Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития, различных активизирующих методик.
Общие сведения о коррекционном методе
Метод АВА-терапии является инструментом бихевиористского подхода в психологии. Он предполагает проведение качественного анализа поведения индивида. Позитивные реакции на внешний фактор подкрепляются, а негативные — игнорируются. Терапия основывается на принципах поведенческой науки и строится на систематическом анализе поведения ребенка, выявлении причин и причинных связей.
В результате курса занятий по АВА-терапии удается:
- устранить вспышки агрессии;
- научить ребенка с патологиями интеллекта считать, писать и читать;
- сформировать базовые навыки самообслуживания, социальные и коммуникативные умения, эмоциональный интеллект;
- компенсировать дефицитарное развитие отделов мозга и нервной системы;
- оптимизировать детско-родительские отношения;
Используя элементы АВА-терапии в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, специалисты нашего Центра помогают им социализироваться и подготовиться к освоению образовательной программы школы.
Особенности использования технологии
Социально одобряемые формы поведения формируются с помощью похвалы, награды, предоставления ребенку возможности заняться любимым занятием после выполнения требования педагога.
В нашей клинике занятия по данной методике проводятся как в групповой форме, так и индивидуально. Для выбора оптимального формата коррекционно-развивающей деятельности необходима диагностика у специалиста. На первичном приеме дефектолог собирает анамнез, определяет приоритетные задачи психокоррекции, проводит обследование пациента. Это необходимо для выбора наиболее подходящих методов работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей пациента.
Приоритетной целью занятий является формирование социальных навыков. Они помогут достичь существенных результатов в различных областях без создания специальных образовательных условий и использования сложных методик обучения.
В ходе АВА-терапии специалист фиксирует примеры реакций ребенка на те или иные задания и действия, что позволяет оперативно вносить корректировки в изначальную программу коррекции и отслеживать ее результативность.
Варианты организации обучения
В зависимости от выявленного актуального уровня социального развития и сформированности у ребенка навыков самообслуживания педагог-дефектолог выбирает методы организации занятия. Обучение преимущественно строится:
- по отдельным блокам с многократным повторением стимула (в рамках каждого блока АВА-терапии специалист решает одну коррекционную задачу);
- по смешанной технологии, в которой при изучении нового специалист постоянно обращается к актуальному уровню развития ребенка;
- по цепочке с разбивкой глобальной задачи на последовательные шаги (такой подход используется для формирования сложных форм поведения);
- в естественной практической деятельности (модель подходит для формирования навыков самообслуживания);
- в моделируемых условиях (модель оптимальна для выработки коммуникативных умений).
Цена занятий по методике АВА-терапии зависит от сложности клинического случая, выбранного формата занятий и используемых методов работы. Первичная консультация поможет определить требуемую продолжительность курса.
АВА-терапия является комплексным методом, включающим различные подходы и техники: награды, моделирование и последовательное усиление желательного поведения. Благодаря этой терапии дети с нарушениями нервной системы и головного мозга имеют возможность развивать свои способности и достичь оптимальных результатов в обучении и социализации.
Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.