Основное отличие от классической формы заключается в том, что атипичная форма может развиться после 3-х лет и проявляется размытой клинической картиной. Иногда это приводит к ошибкам в диагностике и списыванию симптомов аутизма на черты характера или особенности развития, что играет решающую роль в запоздалости лечения.
Характерные черты
Атипичный аутизм имеет ряд отличительных особенностей, которые играют важную роль в диагностике и последующей терапии.
Возраст
Заболевание возникает у детей в более позднем возрасте (предшкольный и школьный). Наиболее часто наблюдается у детей в начальном школьном возрасте, реже в подростковом периоде.
Социализация
Отличительной чертой, характеризующей детей с атипичным аутизмом, является невозможность ребенком поддержания зрительного контакта во время разговора с другим человеком. Дети замкнуты, им необходимо быть наедине с самим с собой, отсутствует потребность в создании социальных связей, они испытывают трудности в общении с незнакомыми.
Речевые навыки
Основная причина дискоммуникации — проблемы в понимании речи со стороны окружающих, тогда как словарный запас, как правило, сохранен. Обращенная к таким детям речь всегда воспринимается ими в буквальном смысле, они не различают смысловые и переносные значения, не понимают невербальные формы общения.
Эмоции
Эмоциональная сфера напрямую влияет на качество коммуникации и речи. Концентрация на внутреннем мире, невозможность понимать невербальное общение лишает детей с атипичным аутизмом потребности, и возможности проявлять эмоции. Поэтому окружающие люди считают таких детей безразличными, равнодушными, незаинтересованными в окружающей действительности. Они на самом деле испытывают трудности с эмпатией и не могут выразить свои эмоции.
Поведение
Дети с атипичным аутизмом отличаются ограниченной сферой мышления, поэтому они привержены к одним и тем же привычкам, боятся любых изменений. Они окружают себя исключительно знакомыми предметами, занимаясь странным времяпрепровождением: раскладывают предметы в течение нескольких часов, не реагируя на раздражители, погружаются в себя.
Одновременно с этим они сверхчувствительны к внезапно возникшим и необычным раздражителям (яркий свет, запах, громкие звуки): возникает непредсказуемые реакции в виде раздражения, агрессивного поведения.
Важно понимать, что клиника атипичного аутизма может проявляться комбинацией различных симптомов разной степени тяжести.
Интеллект
Общее развитие ребенка сохраняется на высоком уровне, но в отдельных случаях наблюдается умственная отсталость. В ряде случаев снижение интеллекта ставится преждевременно до клиники «атипичного аутизма». В связи с этим диагностика интеллектуальной недостаточности сопровождается значительными трудностями и требует тщательного обследования с применением различных тестов. Из-за особенности поведения, детям сложно полностью продемонстрировать уровень интеллекта.
Диагностика и лечение
Из-за особенности клиники диагностика заболевания сопровождается значительными трудностями, что приводит к запоздалому лечения. Проводится обширное психологическое и клиническое обследование, консультация детского психиатра, психолога, невролога.
Наиболее важен сбор анамнеза жизни и заболевания ребенка, мониторинг социальной адаптации. К инструментальным методам диагностики относят электроэнцефалографию (ЭЭГ), метод вызванных потенциалов для диагностики слуховых нарушений. ВП потенциалы необходимы, так как особенности поведения ребенка не дают четкого представления о состоянии слуха.
Своевременная диагностика и лечение значительно повышает шансы на успешную борьбу с заболеванием и возможностью последующей социализации ребенка.