Развитие звукопроизношения у детей

В написании статьи участвовал(а)

Сидоренко Маргарита Петровна

Реабилитолог, Невролог

Многие дошкольники часть звуков родного языка произносят искаженно. В ходе логопедических и медицинских исследований было установлено, что в коррекции звукопроизношения и развитии речи нуждаются дети со слабыми артикуляционными мышцами, зубочелюстными аномалиями, патологиями в работе разных отделов мозга. Развитию правильного звукопроизношения препятствует неблагоприятная психологическая обстановка и речевая среда в семье, дефицит социального взаимодействия. За 1–2 года до поступления в школу стоит записать ребенка на специальные логопедические занятия, чтобы предупредить возникновение академической неуспешности. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.

В каких случаях ребенку необходима помощь логопеда

Развитие звукопроизношения у детей происходит поэтапно. Самые сложные фонемы дети учатся четко выговаривать примерно в 5–6 лет. Порой родители не замечают проблем, ведь отсутствие одного-двух звуков в речи сына или дочери не мешает им общаться на бытовые темы в семье. Нужно записаться на логопедическую диагностику, если у ребенка:

  • наблюдаются пропуск отдельных звуков или звукозамены;
  • есть неврологический диагноз и врожденная аномалия строения отдельных частей артикуляционного аппарата;
  • полностью отсутствует речь (малыш общается с окружающими с помощью нечленораздельных звуков, мимики и указательных жестов).

Игнорирование незначительных речевых дефектов в старшем дошкольном возрасте часто становится причиной трудностей в овладении письмом и чтением в первом полугодии обучения в общеобразовательной школе.

Наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.

Методика преодоления трудностей

Особенность деятельности, направленной на развитие звукопроизношения, — ее комплексный характер. Поэтому специалист начинает работу с дошкольников с углубленного обследования. В некоторых случаях он рекомендует консультации узких специалистов: невролога, клинического психолога, психиатра, стоматолога.

В результате комплексной диагностики дефектолог определяет уровень развития звукопроизношения дошкольника. С опорой на результаты логодиагностики и медицинские заключения дефектолог разрабатывает индивидуальную систему развития звукопроизношения для маленького пациента.

Частота встреч и продолжительность курса коррекции определяются степенью тяжести выявленных проблем.

Какие упражнения используются для формирования правильной речи

Подбор развивающих игр и упражнений зависит от причины, в результате которой речь дошкольника не соответствует онтогенетическим критериям. В формате групповой или индивидуальной работы логопеды исправляют неточности произношения с помощью следующих упражнений:

  • игры на автоматизацию сложных фонем в разных частях слова и слоговых сочетаниях;
  • упражнения на тренировку связной речи с использованием дидактического наглядного материала и живого диалога;
  • приемы, направленные на постановку речевого дыхания.

Для фонетических упражнений используются сложные фонемы в словах, например, «шуба», «шишка», «широкий». Ребенок называет предметы и повторяет слова при помощи карточек. Словесные игры (например, «Покажи и скажи») помогают ему показать картинку и произнести слово со сложной фонемой. Аудирование и повторение включают прослушивание аудиозаписей с правильным произношением и их повторение. Тренировка связной речи сопровождается работой с картинками, использованием их для составления рассказов или описания сюжета, ролевыми играми, где дети общаются друг с другом, дидактическими играми и живым общением с педагогом и другими детьми. Упражнения на глубокое дыхание и продолжительность звуков помогают ребенку контролировать дыхание и речь. Игры с дыханием способствуют развитию координации и умению управлять своим телом.

Как правило, очной работы со специалистом для решения речевых проблем недостаточно. Для достижения стойкого результата развития звукопроизношения на логопедических занятиях необходимо каждый день повторять упражнения дома.

Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов