Описание
Детский нейропсихолог — это специалист, который изучает взаимосвязь психических процессов человека с состоянием его мозга, то есть оценивает, какие зоны работают верно, а в каких присутствуют нарушения. Нейропсихолог занимается оценкой и коррекцией функционального развития головного мозга, когнитивных и эмоционально-волевых нарушений у детей, возникающих на фоне различных неврологических и психических заболеваний. Нейропсихологи работают в тандеме с врачами-неврологами, врачами-реабилитологами, врачами-психиатрами и логопедами-дефектологами, обеспечивая комплексный подход к лечению.
Понимание особенностей детского развития и функционирования нервной системы позволяет нейропсихологам разрабатывать и подбирать эффективные методики и программы коррекции, направленные на переструктурирование нарушенных функций мозга и формирование компенсирующих, ресурсных средств для ребенка, учитывающие возрастные особенности.
Над чем работает нейропсихолог
Работа специалиста заключается в восстановлении функционального здоровья ребенка, возвращение функционального развития ребенка к возрастной норме, облегчении процесса социальной адаптации. Каждый функциональный дефицит требует индивидуального подхода, и чем раньше будет начата коррекция, тем более эффективными могут быть результаты.
Работа детского нейропсихолога необходима при различных нарушениях и состояниях, среди которых:
- задержка психического развития;
- задержка речевого развития;
- задержка психоречевого развития;
- расстройства аутистического спектра;
- ранний детский аутизм;
- нарушение нейрорегуляторного компонента;
- вокальные и моторные тики;
- логоневроз (заикание);
- нарушение внимания, концентрации, памяти;
- педагогическая запущенность;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- трудности в обучении;
- стереотипии, стимы;
- дислексия, дисграфия, дизартрия;
- алалия;
- отсутствие игровой деятельности.
Нейропсихологическая помощь не только направлена на устранение симптомов, но также помогает в развитии навыков, необходимых для успешной интеграции в общество и обучение.
Когда обращаться за консультацией
Родители должны помнить, что любое отклонение от нормального развития — это сигнал, который нельзя игнорировать. Своевременное обращение к специалисту закладывает фундамент для положительных изменений. Обратиться к детскому нейропсихологу следует, если у ребенка наблюдаются следующие симптомы:
- Задержка в развитии моторных навыков.
- Задержка в интеллектуальном развитии.
- Отсутствие бытовых навыков (самостоятельно принимать пищу, ходить в туалет, раздеваться).
- Аутоагрессия (то есть агрессия, направленная на самого себя).
- Агрессия на сверстников и взрослых.
- Бедная речь.
- Избирательность в еде.
- Были осложнения во время беременности или родов для профилактической диагностики.
- Отсутствие игровой деятельности.
- Большая истощаемость.
- Не понимает обращенную к нему речь.
- Не отзывается на имя.
- Повторяющиеся движения.
- Отсутствует зрительный контакт.
- Отклонения в речевом развитии.
- Трудности с концентрацией внимания и обучением.
- Изменения в поведении, включая гиперактивность или вялость.
- Профилактическая диагностика в 5-6 лет
Обращение за помощью на ранних стадиях проблемы обеспечит более полное понимание состояния здоровья и позволит своевременно начать необходимую терапию.
Диагностика
Процесс диагностики начинается с первичной диагностики на которой специалист оценивает, какие функции головного мозга работают в возрастной норме, а какие имеют дефицитарное или нарушенное развитие. Оценка проводится по методу наблюдения, сбора анамнеза и определенной батарее проб, которая зависит от возрастной группы ребенка.
Проведение диагностики помогает детскому неврологу разработать комплексный подход к лечению и реабилитации. Обладание точной информацией о состоянии функционального развития ребенка позволяет разработать эффективный индивидуальный план коррекции.
Основные методики лечения
Каждый метод коррекции направлен на достижение максимального эффекта в восстановлении и улучшении состояния ребенка. Подходы могут комбинироваться в зависимости от конкретных нужд ребенка и его семьи. Методы, применяемые детским нейропсихологом:
- Метод замещающего онтогенеза — способствует восстановлению навыков и функций, которые ребенок не смог приобрести самостоятельно.
- Сенсомоторные коррекционные занятия — направлены на взаимодействие сенсорных и моторных процессов. Баланс и интеграция восприятия окружающего мира и двигательной реакции, что повышает уровень всех факторов развития.
- Сенсорная интеграция — нацелена на компенсацию нарушений любого вида рецепторов, воспринимающих мир (осязание, обоняние, слух, зрение, вестибулярный аппарат, ощущение тела, вкус).
- Мозжечковая коррекция — направлена на то, чтобы научить мозг верно обрабатывать информацию. Активно и верно координировать движения, речь и мышление.
- Игровая терапия — для социальной адаптации и развития эмоций.
- Арт-терапия — для повышения эмоционального интеллекта и снятия стресса.
Успешное применение различных методов реабилитации в зависимости от функционального развития ребенка может стать ключевым фактором в восстановлении и общем улучшении здоровья ребенка. Это, в свою очередь, способствует его не только физической, но и эмоциональной адаптации к повседневной жизни.
Как проходит прием
Прием у детского нейропсихолога проходит в несколько этапов. Сначала осуществляется сбор анамнеза, врач задает вопросы о здоровье ребенка, перенесенных заболеваниях и текущих жалобах. Проводится тестирование ребенка, в зависимости от возраста и функционального развития ребенка, в игровой или полуигровой форме.
После диагностики составляется индивидуальный план коррекции и, если необходимо, направляется на консультацию смежным специалистам (логопедам-дефектологам, врачам-неврологам, врачу-реабилитологу) для составления программы комплексной коррекции малыша.
Детский нейропсихолог помогает детям справляться с трудностями и раскрывает их потенциал, учитывая уникальные потребности каждого ребенка.